Парадная улица Чаадаева

Текст ОЛЬГА ПЛАКСУНОВА

Фото ЕВГЕНИЙ АЛЕКСЕЕВ

В этот раз «Патриоты Нижнего» отправились в одно из самых красивых мест Московского района – на улицу Чаадаева. Ведь 7 июня исполнилось 225 лет со дня рождения участника Бородинского сражения, друга Пушкина, философа, которого при жизни называли «нравственным идеалом эпохи», Петра Яковлевича Чаадаева. О том, как в центре поселка Орджоникидзе, в 1930-е, появилась улица, названная в честь дворянина, наш рассказ.

Именем «городского сумасшедшего»

Светского щеголя Петра Чаадаева, родившегося в 1794 году и выросшего в Москве, все же кое-что связывает с Нижегородской землей. Его отец служил советником Нижегородской уголовной палаты и был участником Нижегородского литературного кружка. Их семья в конце XVIII века жила в родовом имении Хрипуново Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Петр рано потерял родителей, и его с братом забрала в столицу и вырастила тетушка. Несколько десятилетий спустя его старший брат вернется в село и будет помогать младшему с доходов поместья – финансово.

Петру, казалось, была уготована блестящая военная карьера. Но в 1820 году он неожиданно подает в отставку спустя полтора месяца после разговора с императором Александром Первым — Чаадаев докладывал о бунте в батальоне Семеновского полка, в котором служили его друзья. Ходили разные слухи, что стало причиной такого резкого шага, но лучше всего об этом говорят строки его письма к тетушке: «Мне было приятно выказать пренебрежение людям, пренебрегающим всеми… Мне еще приятнее в этом случае видеть злобу высокомерного глупца».

В 1823 году Чаадаев отправляется в европейский вояж для восстановления здоровья, не предполагая в будущем возвращения на родину. Однако спустя три года он возвращается, так и не поправив здоровья. Его на 40 дней арестовывают как причастного к декабристскому движению, в котором он формально состоял, а после отпускают, взяв обещание никогда не состоять в тайных обществах. К декабристам он относился скептически и о последствиях восстания отзывался негативно.

Храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы был освящен летом 2011 года

Во время последующей уединенной жизни за ним был установлен полицейский надзор. В этот затворнический период он занимался созданием роковых «Философских писем», в которых критиковал православное христианство и Россию за застой в развитии. Публикация труда в 1836 году произвела в обществе фурор, а возмущенный царь Николай Первый поставил диагноз автору и, по сути, вынес ему приговор: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной – смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал был закрыт, цензор уволен, редактор сослан. Распоряжением правительства Чаадаев был объявлен сумасшедшим с запретом писать что-либо и разрешенной одной прогулкой в день. В течение года для освидетельствования к нему ежедневно приходил доктор.

Убежденный западник стал прообразом Евгения Онегина. Экзальтированного «дамского философа» обожали женщины, но отношения ни с одной из них не закончились браком. Он скончался от воспаления легких весной 1856 года. Последнее его произведение «Апология сумасшедшего» было опубликовано только после смерти автора.

Монументальный стиль сталинского периода узнаваем в облике Дворца культуры имени С. Орджоникидзе

Заводская улица

Возникновение улицы и поселка Орджоникидзе на месте бывших полей крестьян из деревень Княжиха, Костариха, Козачиха и клюквенных болот неразрывно связано с возведением и развитием авиастроительного завода. С 1929 года началось его строительство, а параллельно появлялись первые бараки и щитовые дома для прибывающих рабочих. Жили они скученно, без канализации и водопровода, с единственной баней в округе, снабжаемые привозной водой.

Новый советский «идеальный мир» строился здесь достаточно долго. Деревянная двухэтажная застройка сменилась минималистичным конструктивизмом, функционально удобной архитектурой, в которой, впрочем, немало места отводилось для пространств между домами, зеленым зонам со скверами и детскими площадками.

Гостиница «Московская», названная благодаря району

Улица Чаадаева стала центральной линией поселка, протянувшись вдоль промышленных ограждений. Около проходной завода появилась площадь и рядом с ней школа, ПТУ и техникум. Первые капитальные трехэтажные дома № 24 и № 26, прозванные в народе «лежачими небоскребами», были коммунальными. В них жили руководители, инженеры завода и военные летчики. Так, 28-ю квартиру дома № 26 занимали братья Алексей и Валерий Чкаловы.

Следующие строения появились позже, в начале 1950-х, в другую стилевую эпоху, но все вместе они составили единое гармоничное пространство. Ансамбль зданий был спроектирован известным архитектором Александром Яковлевым (дома № 15 и № 19), а дома №№ 16, 18, 20 в шутку прозвали «Дворянским гнездом». Бывших крестьян согласно лозунгу тех лет переселили из хижин во дворцы, хотя это и был упрощенный вариант жилищ, выдаваемых заводом бесплатно. На первых этажах располагалась продуманная линия соцкультбыта: аптека, ателье, почта, мастерские бытовых услуг.

Поликлиника № 1 городской больницы № 28, появившейся одновременно с поселком

Центр жизни городского поселка

Из достопримечательностей улицы можно выделить 28-ю больницу, стадион «Полет», рядом с которым недавно вырос одноименный ФОК, и храм в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, появившийся уже в нашем веке на месте церкви-вагончика.

Конечно же, главный культурный центр улицы – Дворец культуры имени Серго Орджоникидзе, строившийся с 1947 по 1951 год в стиле сталинского неоклассицизма. В 1980 годы здесь проходили известные всему городу музыкальные фестивали, собиралась молодежь андеграунда. Танцевальные и инструментальные концерты проводятся и сейчас, но более традиционного характера. Сохранились отличный зал и фойе, украшенное лепниной и люстрами советской эпохи. Здесь выступают дети, занимающиеся в местных кружках, и театральные коллективы. Несколько лет назад здание пережило пожар, но его быстро восстановили при помощи завода «Сокол», и сегодня уже ничто не напоминает о трагедии.

На домах не раз менялись вывески, но заведенный когда-то новый принцип жизни первых советских пятилеток сохранился до наших дней.

Источник: https://nn-patriot.ru/materials/street-history/paradnaya-ulitsa-chaadaeva