Архитектура Сормовского района Нижнего Новгорода От ХIХ до ХХI столетия на примере знаковых архитектурных произведений. Часть III

Текст и фотографии Ольга Орельская

Постсоветский период 1990-х-2000-х 

В постсоветский период 1990-х-2000-х годов архитекторы вновь обратились к декоративизму в архитектуре, стремясь органично вписаться в разновременную историческую застройку улиц и кварталов.

Эпоха постмодернизма нашла отражение и в застройке центральной улицы Сормовского района — ул.Коминтерна. Здесь можно привести пример жилого дома на ул.Коминтерна,127 (арх. А.П. Данилович, 1997-1999 гг.), который формирует фрагмент фронта застройки городской магистрали. Пятиэтажный секционный дом с мансардным этажом, имеет встроенные магазины по первому этажу. Композиция фасада симметрична и перегружена характерными архитектурными формами, сообщающими ей активную пластику. Из плоскости фасада выступают боковые ризалиты, расположенные справа и слева от центральной оси, подчеркнутой полуциркульным архивольтом, прорезающим высокую скатную кровлю мансардного этажа. Слегка выступающие трехэтажные ризалиты расположены между крайними ризалитами. Фасад расчленен горизонтальным поясом на верхнюю — двухэтажную оштукатуренную часть и нижнюю — трехэтажную из красно-коричневого облицовочного кирпича. Боковые ризалиты в верхней двухэтажной части дополнены четырехколонными портиками, поддерживающими мощный карниз с лучковым аттиком мансардного этажа.

Обращение к классике неслучайно, т.к. напротив располагается жилой дом, выполненный в конце 1930-х годов в духе освоения классического наследия. Кирпичная часть, служащая основанием дома имеет ряд декоративных элементов в виде рельефа кирпичной кладки: здесь и тема горизонтального руста, и вертикальных поясков, и ширинок, и обрамлений окон, и рамок и рамочек. Таким образом, мотивы кирпичного стиля и классицизма соединяются в одном здании, формируя вариант современной новой эклектики, придающей облику дома солидность и репрезентативность .

Жилой дом на ул.Коминтерна,127

С приходом ХХI столетия вектор стилистической направленности в архитектуре России и Нижнего Новгорода повернулся в сторону новейшего модернизма, который преемственен архитектуре эпохи советского авангарда 1920-1930-х годов, но при этом больше внимания обращает на поиски художественной выразительности в архитектуре, отказываясь от исторического декора.

В 2006 году построен динамичный объем торгового центра «Золотая миля» (арх. А.В. Хвиль) на ул. Коминтерна, 105-а, для которого характерны сочетания глухих поверхностей стен и стеклянного доминирующего граненого объема над главным входом.

Торговый центр «Золотая миля», ул. Коминтерна, 105а

Изменения в облике массового городского жилищного строительства наиболее ярко проявляется в застройке новых жилых комплексов, вырастающих на свободных территориях района. Наряду с качественными панельными домами все больше строится монолитных кирпичных и каркасных домов. Их внешний облик отличается яркими колористическими решениями фасадов. Примерами в Сормовском районе могут служить ЖК «Корабли» на пр.Кораблестроителей ( арх. М.Горев, Г.Соловьева, А.Дмитриева) 2014-2019 гг.; «Флагман» (ул.Зайцева), ЖК «Циолковский» (ул.Лобачевского), ЖК «Город времени » (ул. 50-летия Победы) и др. Наряду с многоэтажными жилыми домами строятся и торговые центры, которые являются преобладающим типом общественных зданий в последние 10-15 лет.

ЖК «Корабли», пр. Кораблестроителей

Тенденции к минимализму и оперированию простыми геометрическими объемами характерно для них. Примером является ТЦ «SEVEN» (арх. О.Добротина, Е.Григорьева,А.Никитин, 2009 г.) на пр. Кораблестроителей, 22-Б.. Объем стеклянного параллелепипеда, «одетого» в ярко красного цвета из керамогранита и прорезанного по диагонали щелью, демонстрирует стеклянную «сущность» простого здания.

ТЦ «SEVEN», пр. Кораблестроителей, 22б

Итак, краткий обзор стилистического развития архитектуры Сормовского района в хронологической последовательности, на примере ряда характерных для каждого временного периода жилых домов и общественных зданий, позволяет составить представление об общей картине его каменной летописи.