Сормовский парк как объект культурного наследия

Текст Галина Филимонова

Фотографии Анастасия Макарычева

«Государственные списки памятников истории и культуры Нижегородской области», официально изданные областной администрацией в 2001 году, приводят документы, на основании которых Сормовский парк был признан объектом историко-культурного наследия регионального значения как памятник градостроительства и архитектуры и был принят на государственную охрану. Речь идёт о Решении Нижегородского областного Совета народных депутатов от 31 августа 1993 года № 288-м «Об объявлении находящихся на территории г. Нижнего Новгорода объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры областного значения» (в редакции постановления Законодательного собрания области от 25 февраля 1999 года № 36).

Сормовский парк культуры и отдыха проектировался как культурно-оздоровительный центр, рассчитанный на создание условий отдыха для большого количества посетителей. Потребность в таком центре была очевидна уже в 30-е годы прошлого века, когда к местным предприятиям стали «прирастать» и жилые массивы. Небольшой парк имени Николая Гоголя, располагавшийся в Сормове, не справлялся с той оздоровительной функцией, которая требовалась этой промышленной территории. Проект знаменитого архитектора и выдающегося мастера садово-паркового искусства Евгения Васильевича Шервинского (1878 – 1942) был призван исправить сложившуюся ситуацию. Для будущего парка была выбрана территория, где долгое время складировались отходы от деятельности Сормовского судостроительного завода, основанного в 1849 году. Они начали перерабатываться в марте 1870 года, когда на Сормовском заводе была пущена первая в России мартеновская печь, а часть промышленных отходов XIX века до сих пор можно обнаружить под ногами, внимательно рассматривая асфальтированные тропинки в парке.

В 20-е годы Е.В. Шервинский руководил художественной планировкой Сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (сейчас – Парк культуры и отдыха имени М.Горького) в Москве. Однако одним из главных и масштабных его проектов признан именно Парк культуры и отдыха в Сормове с проектами сооружений (цирк типа Шапито, летний театр, зимний звуковой кинотеатр, ресторан, кафе, трибуны, эстрады, павильоны, киоски, фонтаны, входы), детальными чертежами и спецификацией пород насаждений на 200 га. Генплан ПКиО имени Жданова (так тогда назывался Сормовский парк) был разработан известным специалистом Любовью Сергеевной Залесской (1906 – 1979).

Ландшафтный архитектор Валентина Баулина в своей книге «Сады и парки Горьковской области» отмечает, что проект Сормовского парка интересен как одна из первых в отечественном парковом строительстве комплексных работ с продуманной ландшафтной организацией территории, размещением водоёмов, открытых полян, лужаек, массивов зелени. Парк отличается большим разнообразием пород деревьев: здесь высокие сосны контрастируют с лиственными деревьями – липой, дубом, клёном, березой, тополем и другими. Спокойный рельеф прекрасно сочетает элементы регулярной планировки в центральной и входной частях с ландшафтными приёмами, близкими к естественной природе.

Шервинский внимательно, с профессионализмом ботаника подобрал хвойные и лиственные породы деревьев и сорта растений и кустарников, спланировал высотность с расчётом на будущее изменение силуэтов насаждений и сформировал колористические композиции. В советские годы он был последним и единственным знатоком в области садово-паркового искусства. Блестяще владея азами этого старинного и сложного вида искусства, Евгений Васильевич свободно варьировал приёмами французского (регулярного, правильного), итальянского (террасного, с перголами, видовыми перспективами) и английского (свободно-живописного и романтического) садов, исходя из местности, сути заказа. Сегодня, прогуливаясь по парку, все эти приемы легко считываются. Здесь виден и «французский парк» с его правильными, т.е. прямыми аллеями. Просматривается «итальянский парк» с террасами-лужайками, пергольными решениями для прогулок по аллеям в солнечный день, заточенными на ознакомление с художественными видами парка. И, конечно же, узнается свободный «английский парк», который из-за приближенности к природному ландшафту посетители путают с лесом.

Промышленное Сормово, по мнению Шервинского, остро нуждалось в целебном воздухе, способном повысить жизненную силу его жителей и превратить механический, а иногда и затруднительный процесс дыхания в наслаждение. Зная, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, и какое чувство безотчетной радости и силы охватывает человека, попадающего туда из душных городских квартир, архитектор сделал ставку на сосны. Именно к ним ведут живописные аллеи и дорожки, а также широкая главная аллея от главного входа парка. Вообще, все они были проложены так, чтобы ориентировать посетителей на осмотр самых интересных пейзажей в наиболее озелененных частях парка (восточной и юго-восточной частях и у водоема) – в зоне тихого отдыха, то есть в зоне «английского парка» с соснами.

В 1967 году после создания Юбилейного бульвара в честь революции 1917 года, и водоёма в северо-западной части парка сформировался выразительный городской ландшафт с активным включением в него живописной природы. Композиционным центром этого ландшафта стала набережная, основные работы по благоустройству которой осуществлены в 1969 году. Проект выполнен «Гипрокоммунстроем», авторы – В.Н. Антонинов и Н.Н. Владимирская. В 1970 году в парке была сооружена стела, посвященная памяти революционеров-сормовичей (архитектор А.М. Елизаров).

 Согласно справочнику В.В. Баулиной «Сады и парки Горьковской области» (Волго-Вятское книжное издательство), площадь, занятая под Сормовский парк в 1981 году, составляла 146 гектаров, здесь отдыхают около 30 тысяч человек. От главного входа парка широкая аллея вела мимо аттракционов в зону культурно-массовой работы. Большим украшением парка считался бассейн с лебедями, зимой здесь работали лыжная база и каток.

Любопытно, что сейчас самые ценные территории парка – за забором. В современных условиях они успешно монетизируются беседками для пикника, развивающим парком «Остров развлечений «Мадагаскар», пляжем и даже специально созданным прудом для рыбалки (на месте бывшего футбольного поля). По мнению экологов, искусственный водоём и спортивные конструкции «Мадагаскара» снижают бонитет сосновых насаждений, наносят им непоправимый вред. По мнению культурологов, парк представляет собой модель современной горизонтальной культуры, где есть место всему и всем, в том числе аттракционам и ресторанам, асфальтовым и естественным дорожкам, зонам тихого и громкого отдыха.