День подлинника в школе

Впервые проект «День подлинника в школе» был опробован на гимназии Автозаводского района в 2019 году, куда, в рамках Марафона культурных событий, была привезена картина Гейнсборо «Портрет молодого человека». Событие вызвало небывалый ажиотаж и огромное внимание подростков: увидеть произведение ХVIII века в актовом зале школы, а не в музее, — небывалое везение. Школьники делали доклады о картине, принимали участие в рисовании картины с оригинала. Те, чей доклад был наиболее содержательным, поехали в Москву, в Пушкинский музей.

Осенью 2021 года уже девять подлинных произведений живописи 17-18 веков «путешествовали» по девяти школам Нижнего Новгорода. Ученики старших классов готовили исследования и обсуждали среди своих сверстников особенности каждого произведения. Ребята готовились вместе с учителями – культурными лидерами, а директор Арсенала Анна Гор провела для каждой школы отдельную научную консультацию и помогла выбрать самые интересные темы, связанные именно с этой картиной.

На итоговом мероприятии подлинники из коллекции мецената Дмитрия Володина были выставлены в киноконцертном зале Арсенала: зал с кирпичными стенами на время стал как будто каким-то европейским замком. Погрузиться в атмосферу искусства помогли лекция искусствоведа Анатолия Голубовского и клавесинная музыка, которую сыграла и о которой рассказала музыковед, кандидат искусствоведения Ксения Ануфриева.

По словам Анны Гор, «День подлинника» – уникальный проект, ведь к такой форме работы не могут обратиться даже самые крупные художественные музеи мира. Только коллекционер принимает решение и делится своими сокровищами.

«Мы надеялись, что в каждом районе Нижнего Новгорода найдется хотя бы одна школа, которая «впишется» в эту историю, примет на своей территории подлинное произведение живописи, а заинтересованные учащиеся предварительно с ним поработают: исследуют полотно в разных аспектах, которые им подскажет сама картина. В итоге такие школы были найдены – это №82, 67, 12, 55, 53, 18 и 17, а в Нижегородском районе их оказалось даже две: гимназия № 13 и школа № 22, где есть программа углубленного изучения изобразительного искусства. Поэтому в нашем проекте принимали участие не восемь, как мы изначально планировали, а девять нижегородских школ».

В 2022 году проект «День подлинника» был реализован в еще одной форме.
Совместно с Центром работы с одаренными детьми «Вега» и Нижегородским
художественным музеем был проведен конкурс для старшеклассников «Три шага к
подлиннику».
На первом шаге все подростки, которые захотели присоединиться к программе,
прослушали цикл онлайн лекций «Что такое подлинник», «Где живут подлинники»
и «Как изучать подлинники» и приняли участие в обсуждениях 20 произведений из
постоянной экспозиции Нижегородского государственного художественного музея,
принадлежащих кисти русских живописцев, работавших в разные эпохи и в разных
жанрах
На втором шаге был проведен конкурс эссе, в котором каждый участник мог
выступить в роли начинающего искусствоведа. На конкурс были приняты 122
работы, из которых в финал вышли 40
На третьем шаге подростки приняли участие в двухдневной очной программе,
включающей в себя лекции искусствоведов, экскурсии в реставрационную
мастерскую и мастерские художников, концертную программу «Музыка в музее».
Последний день программы был отведен на выступления финалистов проекта
перед членами жюри конкурса и его участниками. Встреча состоялась в залах
НГХМ перед подлинниками картин, выбранных для творческих работ.
Победители конкурса получили возможность участвовать в программах
направления «Культура» Федерального образовательного центра «Сириус»