Путешествие в родной город

Нижний Новгород держит печальное первенство среди городов-миллионников по убыли населения. При этом, в числе решающих факторов – отношение молодых к собственному городу.

Желание жить и работать в родном городе должно формироваться у молодых людей в результате убежденности в том, что Нижний Новгород – достойное место для жизни, город с богатой и сложной историей, перспективами развития, город, где происходили и происходят события, значимые для всей страны.

Размеры восьми районов города позволяют приравнять их к отдельным городам. Автозавод – 300 тыс.человек, Канавино 150 тысяч, Сормово – 140 тысяч человек. В каждом– свой административный и культурный центр. Однако многие, особенно молодые, жители центральных районов никогда не были в Сормове и Автозаводе, не осознают город как единое историческое и культурное пространство. Поездки в эти районы для них, по уровню впечатлений, аналогичны к путешествию в другой город.

Для того, чтобы предложить нижегородцам (взрослым и школьникам) серию актуальных, профессиональных и идеологически выверенных экскурсий коллектив нижегородских экскурсоводов должен приложить усилия для создания новых экскурсионных разработок.

Последние 30 лет, по крайней мере в Нижнем Новгороде, была разрушена традиционная система создания экскурсий профессиональными методистами. Экскурсоводы пишут экскурсии сами, каждый в силу своих возможностей. А большинство работает и без предварительно подготовленных текстов, допуская множество профессиональных ошибок – отсутствие сквозных тем экскурсий, небрежный отбор фактов, ошибки хронометража и непрофессионализм выстраивания маршрутов, отсутствие тематических связок между объектами.  Но без профессионально подготовленных экскурсионных разработок невозможно добиться устойчиво высокого качества, а туристы или жители города, прослушав одну неудачную экскурсию, относят свое недовольство не к конкретному экскурсоводу, а к экскурсии, как виду отдыха, совмещенного с познавательной воспитательной и деятельностью.

Мы уверены, что современные технологии внутреннего туризма могут быть применены для изменения отношения к городу молодых горожан.

Члены Нижегородской Гильдии экскурсоводов и гидов-переводчиков разработали новые пешеходные экскурсионные маршруты. Была завершена подготовка маршрутов по всем районам города. Изданы буклеты с текстами и методическими описаниями всех 8 экскурсий. По два комплекта всех буклетов переданы в районные библиотечные системы всех районов города. Информация о новых вариантах экскурсий по городу была разослана всем туристическим компаниям Нижнего Новгорода вместе со списком экскурсоводов, прошедших обучение проведению экскурсий на конкретных маршрутах.

В контексте каждой экскурсии освещена не только история включения территории в городскую агломерацию, но и история людей, составивших славу районов. Причем история, увиденная глазами молодого человека или подростка. Этого эффекта мы рассчитываем достичь, опираясь на собственный многолетний опыт экскурсионной деятельности, наблюдениями за реакцией экскурсантов и знаниями, какие вопросы интересуют их больше всего, и какие городские истории вызывают удивление и восхищение.

 

Расширение туристических возможностей города, как содержательных, так и инфраструктурных, в 2021 году было связано в том числе с новым направлением работы-созданием и организацией работы 4- х рабочих групп представителей предприятий и экскурсоводов для разработки маршрутов и текстов экскурсий «Промышленная культура города». Было проведено 9 выездных консультаций для промышленных предприятий Нижнего Новгорода и Дзержинска по технологиям организации на их территории площадок промышленного туризма.

Впервые в Нижнем Новгороде состоялся конкурса «Лучшие гиды Нижнего Новгорода». Были разработаны документы конкурса, организована работа  жюри под руководством министра культуры  Нижегородской области, привлечены к работе жюри 7 руководителей ассоциаций экскурсоводов из других городов России (Москва, СПБ, Сочи, Крым, Казань, Чебоксары).130 участников и 161 конкурсная работа были представлены на конкурсе. Размещение конкурсных работ на  YouTube канале «Лучшие гиды Нижнего Новгорода» и соцсетях, принесло 400 тысяч просмотров.