Программа «Культурный район» — это способ изменить культурную политику территории через технологии, апробированные в программах «Культурная столица Европы», «Культурная столица Поволжья».

Самое главное в этом — инициативы жителей, превращенные в проекты. Проекты в данном случае поддерживает грантами Администрация города. В 2019 году были проведены конкурсы проектов для двух районов, «вытянувших счастливые билеты» — Сормовского и Автозаводского. 56 проектных заявок, из которых — 32 победителя. Каждый из районов получил по 16 проектов самого разного толка: выставки, игротеки, театральные постановки, в том числе в уникальных пространствах, концерты, молодежные баттлы, и многое другое. В 2020 году статус «культурных районов» получили по жребию Московский и Советский районы — молодые, 50-летние. Поэтому они готовы стать экспериментальными площадками не только культурных проектов, но и полигонами подготовки нового облика города.

Марафон культурных событий — это кульминация программы, реализуемой в каждом районе. Специальные события, организованные при поддержке Администрации города, раскрывают культурные ресурсы самых неожиданных районных площадок и территорий. Марафоны обозначили самый главный принцип, изначально заложенный в городской программе «Культурный район» — это то, что участники почувствовали себя включенными в общегородское пространство, что все проекты, которые они придумали и воплотили в жизнь, оказались важны очень многим. Необычные форматы культурных проектов привлекли внимание большого количества людей и в чем-то даже изменили их восприятие. Интересно, что и в Сормовском и в Автозаводском районах Марафоны включили в себя не только проекты-победители грантового конкурса, но и другие инициативы, которые стали настоящими культурными событиями.

Создать это непросто — нужно сначала научиться. Поэтому Ресурсный центр программы в Центре современного искусства «Арсенал», организованный при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, постоянно проводит семинары, обсуждения и дискуссии, приглашает специалистов, преобразующих город — дизайнеров, архитекторов, урбанистов, собирая вместе с ними тех, кто хочет получить гранты на инновационные проекты. Марафоны специально разработанных экскурсий, по-новому освещающих территорию и открывающих для нового поколения забытые страницы истории, запускают интересный способ знакомства с родным городом — «внутригородской туризм», и мы видим, как он постепенно набирает обороты, превращаясь в способ освоения городского пространства его жителями. Как художники ставят острые вопросы о бытии человека, а исследователи архитектуры изучают ее с помощью спорта.

Понимая культуру широко, как целостный фон нашей жизни, мы замечаем, что интерес к проектам в культуре растет. Заявки на грантовый конкурс стали подавать даже ТОСы: инициативы общественного самоуправления все больше касаются культурных коммуникаций, что сближает живущих рядом людей. Пожалуй, если посмотреть на город в целом — он состоит из соседей. И программа «Культурный район» готова помогать этим отношениям.