Текст ОЛЬГА ПЛАКСУНОВА
Фотографии АНДРЕЙ АБРАМОВ
Героиней нашей рубрики сегодня стала улица Челюскинцев в центре Соцгорода – одного из тех мест, с которых начинался Автозавод. Мы решили рассказать о том, как возникло это название, кем были челюскинцы и почему мы помним о них даже спустя 85 лет.
Легендарный подвиг
Первые дома в этом районе появились в 1930-е годы. В то же время возникло и понятие «челюскинцы». Так называли участников сквозного плавания по Северному морскому пути на пароходе «Челюскин», следовавшем от Мурманска до Берингова пролива под руководством профессора Отто Юльевича Шмидта в 1933–1934 годах. «Мы создаем проблемы, чтобы потом их героически преодолевать», – иронично говорят о черте нашего национального характера, и эта фраза прекрасно подходит для описания случившегося.
За спасением ледокола «Челюскин», раздавленного льдами и затонувшего 13 февраля 1934 года в Чукотском море, следила вся страна. Люди, высадившиеся на льдине и дрейфовавшие вместе с ней, даже в тех условиях продолжали научные исследования. Они жили в палатках и бараках и соорудили там кухню и пекарню, пока ждали эвакуацию.
За два месяца, с 5 марта по 13 апреля, летчиками на материк были вывезены 104 человека. Причем для этого обитателям лагеря Шмидта пришлось 15 раз восстанавливать площадку импровизированного аэродрома. Они стали настолько популярными, что в «челюскинцев» играли дети во дворах, а по пути следования поезда, в котором ехали полярники, приходилось делать долгие остановки, чтобы те могли выступить перед собравшимися прямо на вокзале. 20 апреля было специально учреждено высшее звание – Герой Советского Союза. Первыми, кому оно было присвоено, стали семь летчиков, вывозивших людей.
9 июля 1934 года Автозавод посетила делегация челюскинцев: заместитель начальника экспедиции Бобров и летчики Бабушкин, Водопьянов, Доронин, Ляпидевский. Их встречали как настоящих национальных героев нового времени. В память о том событии было решено назвать одну из улиц, а в честь Водопьянова – аэроклуб.
С подвигом челюскинцев связаны сразу несколько улиц Нижнего Новгорода. Переулок Могилевича (неподалеку от площади Свободы) был назван в честь заведующего хозяйством парохода, который погиб, придавленный палубным грузом, во время затопления судна. Решетниковская улица (в центре города) названа именем советского живописца, участника экспедиции. Улица Водопьянова в Сормове получила имя в честь полярного летчика, участвовавшего в спасении челюскинцев.
Улица при Автозаводе
Экспериментальный район города-коммуны, каким когда-то проектировался Автозавод, вырос на пустыре, недалеко от деревни Монастырка. Соцгород должен был, по замыслу архитекторов, решить ряд важных задач: обеспечить жильем сотрудников завода, сформировать рекреационные зеленые участки и места культурного отдыха, предоставить автозаводцам места для активных занятий спортом и учебой, к тому же все это находилось в непосредственной близости от места работы и транспортных магистралей.
Это был пример нового принципа жизни при социализме, где все части составляли единое целое, подобно живому организму. Соцгород застраивался периметральными кварталами, где внутри дворов оставалось пространство для детских дошкольных учреждений и прогулочной зоны. Однако воплотить все задуманное строителям не удалось – не хватило ресурсов. Потом в планы вмешалась война, а после – первоочередное восстановление промышленности.
Улица Челюскинцев находится внутри ансамбля довольно однотипных домов, пересекая несколько «парадных» улиц: проспект Ильича, появившийся пару лет назад сквер имени Бориса Видяева (возглавлявшего с 1984 по 1994 год Горьковский автомобильный завод) и детскую Аллею славы, а также проспект Кирова, с которым связан другой этап строительства Автозавода – в 1950-е годы.
Тридцать лет спустя автозаводцам вновь повезло – они успели получить ведомственное жилье в панельных пяти- и девятиэтажных домах, застройка которых велась во второй половине 1980-х, вплоть до развала СССР. Правда, исторической и культурной ценности они не представляют и построены были в совершенно разных стилях, но смогли на тот момент обеспечить жильем работников ГАЗа.
Социалистический рай
Улица Челюскинцев протянулась почти на два километра: от Молодежного проспекта до пересечения с улицей Плотникова – с третьего по седьмой квартал Соцгорода. Двигаясь от ее начала, от одного из выходов метро «Парк культуры», ты словно попадаешь в прошлое – в идеальный город с чистыми, тихими улицами, «параллельно-перпендикулярно» правильно выстроенными домами и зелеными скверами.
Здания с магазинами на первых этажах перемежаются с административными учреждениями, среди которых управление социальной защиты Автозаводского района, заречный районный отдел занятости, 37-я городская больница, четвертый корпус Мининского университета и его же общежитие.
Эта небольшая улица обладает особым очарованием. В центре динамичного Автозавода, но без суеты, здесь своим чередом идет обычная, спокойная жизнь. Место, которое автозаводцы по-настоящему любят, сохраняют и ценят.
Источник: http://nn-patriot.ru/?id=34558