Текст ОЛЬГА ПЛАКСУНОВА
Фотографии АНДРЕЙ АБРАМОВ
Героиней нашей рубрики сегодня стала улица Челюскинцев в центре Соцгорода – одного из тех мест, с которых начинался Автозавод. Мы решили рассказать о том, как возникло это название, кем были челюскинцы и почему мы помним о них даже спустя 85 лет.
Легендарный подвиг
![](http://nn-patriot.ru/_data/objects/0003/4558/img.34558.img_9667_result.jpg)
Первые дома в этом районе появились в 1930-е годы. В то же время возникло и понятие «челюскинцы». Так называли участников сквозного плавания по Северному морскому пути на пароходе «Челюскин», следовавшем от Мурманска до Берингова пролива под руководством профессора Отто Юльевича Шмидта в 1933–1934 годах. «Мы создаем проблемы, чтобы потом их героически преодолевать», – иронично говорят о черте нашего национального характера, и эта фраза прекрасно подходит для описания случившегося.
За спасением ледокола «Челюскин», раздавленного льдами и затонувшего 13 февраля 1934 года в Чукотском море, следила вся страна. Люди, высадившиеся на льдине и дрейфовавшие вместе с ней, даже в тех условиях продолжали научные исследования. Они жили в палатках и бараках и соорудили там кухню и пекарню, пока ждали эвакуацию.
За два месяца, с 5 марта по 13 апреля, летчиками на материк были вывезены 104 человека. Причем для этого обитателям лагеря Шмидта пришлось 15 раз восстанавливать площадку импровизированного аэродрома. Они стали настолько популярными, что в «челюскинцев» играли дети во дворах, а по пути следования поезда, в котором ехали полярники, приходилось делать долгие остановки, чтобы те могли выступить перед собравшимися прямо на вокзале. 20 апреля было специально учреждено высшее звание – Герой Советского Союза. Первыми, кому оно было присвоено, стали семь летчиков, вывозивших людей.
![](http://nn-patriot.ru/_data/objects/0003/4558/img.34558.img_9668_result.jpg)
9 июля 1934 года Автозавод посетила делегация челюскинцев: заместитель начальника экспедиции Бобров и летчики Бабушкин, Водопьянов, Доронин, Ляпидевский. Их встречали как настоящих национальных героев нового времени. В память о том событии было решено назвать одну из улиц, а в честь Водопьянова – аэроклуб.
С подвигом челюскинцев связаны сразу несколько улиц Нижнего Новгорода. Переулок Могилевича (неподалеку от площади Свободы) был назван в честь заведующего хозяйством парохода, который погиб, придавленный палубным грузом, во время затопления судна. Решетниковская улица (в центре города) названа именем советского живописца, участника экспедиции. Улица Водопьянова в Сормове получила имя в честь полярного летчика, участвовавшего в спасении челюскинцев.
Улица при Автозаводе
Экспериментальный район города-коммуны, каким когда-то проектировался Автозавод, вырос на пустыре, недалеко от деревни Монастырка. Соцгород должен был, по замыслу архитекторов, решить ряд важных задач: обеспечить жильем сотрудников завода, сформировать рекреационные зеленые участки и места культурного отдыха, предоставить автозаводцам места для активных занятий спортом и учебой, к тому же все это находилось в непосредственной близости от места работы и транспортных магистралей.
![](http://nn-patriot.ru/_data/objects/0003/4558/img.34558.img_9710_result.jpg)
Это был пример нового принципа жизни при социализме, где все части составляли единое целое, подобно живому организму. Соцгород застраивался периметральными кварталами, где внутри дворов оставалось пространство для детских дошкольных учреждений и прогулочной зоны. Однако воплотить все задуманное строителям не удалось – не хватило ресурсов. Потом в планы вмешалась война, а после – первоочередное восстановление промышленности.
Улица Челюскинцев находится внутри ансамбля довольно однотипных домов, пересекая несколько «парадных» улиц: проспект Ильича, появившийся пару лет назад сквер имени Бориса Видяева (возглавлявшего с 1984 по 1994 год Горьковский автомобильный завод) и детскую Аллею славы, а также проспект Кирова, с которым связан другой этап строительства Автозавода – в 1950-е годы.
Тридцать лет спустя автозаводцам вновь повезло – они успели получить ведомственное жилье в панельных пяти- и девятиэтажных домах, застройка которых велась во второй половине 1980-х, вплоть до развала СССР. Правда, исторической и культурной ценности они не представляют и построены были в совершенно разных стилях, но смогли на тот момент обеспечить жильем работников ГАЗа.
![](http://nn-patriot.ru/_data/objects/0003/4558/img.34558.img_9696_result.jpg)
Социалистический рай
Улица Челюскинцев протянулась почти на два километра: от Молодежного проспекта до пересечения с улицей Плотникова – с третьего по седьмой квартал Соцгорода. Двигаясь от ее начала, от одного из выходов метро «Парк культуры», ты словно попадаешь в прошлое – в идеальный город с чистыми, тихими улицами, «параллельно-перпендикулярно» правильно выстроенными домами и зелеными скверами.
Здания с магазинами на первых этажах перемежаются с административными учреждениями, среди которых управление социальной защиты Автозаводского района, заречный районный отдел занятости, 37-я городская больница, четвертый корпус Мининского университета и его же общежитие.
Эта небольшая улица обладает особым очарованием. В центре динамичного Автозавода, но без суеты, здесь своим чередом идет обычная, спокойная жизнь. Место, которое автозаводцы по-настоящему любят, сохраняют и ценят.
Источник: http://nn-patriot.ru/?id=34558