Текст АННА ЖЕЛЕЗОВА
Фотографии ИЛЬЯ БОЛЬШАКОВ
Деревянная застройка в Нижнем Новгороде уже стала для жителей новым трендом. Сейчас эти дома — главные герои новостей, предмет дискуссий и носители особенного локального колорита. А иногда они даже помогают заново переизобрести современную русскую идентичность: например, в центре города деревянные здания стали полотном для молодых художников, дома в музее Щелоковского хутора — фотозоной для свадебных пар и декорациями для фольклорных гуляний. Но не все знают, что в нижней части города существует еще одно место, где до сих пор сохранилась старинная дореволюционная застройка, — это территория бывших деревень Дарьино, Мышьяковка, Сормово, Починки, Копосово, которые впоследствии образовали единый Сормовский район. Вместе с проектом «Культурный район» и городским гидом Татьяной Нечаевой The Village Нижний Новгород совершил культпоход по старинным кварталам Сормова и составил собственный лист домов —носителей аутентичного локального зодчества
Улица Коминтерна, 193
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/2-14-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/3-15-1024x683.jpg)
Это первый дом на нашем маршруте. Конечно, тут не все сохранилось, и уже видно только один наличник, но все равно осталось главное его украшение — лобовая доска с указанием года постройки: 1858. На доске перевивается ветвь, символизирующая и древо жизни, и райское дерево. И его очень интересно изучить, потому что когда мы говорим о райском дереве, то сразу представляем себе яблонюг. Но для русского крестьянина это слишком просто. Яблоня для него обыденна, хотя цветет прекрасно, благоухает и дает вкусные плоды, но райским плодом должно быть что-то невероятное. Поэтому здесь появляется виноград, который в русской традиции принимает причудливые формы. Он может становиться то шишкой хмеля, то какой-то ягодой-малиной. Вообще русские крестьяне, привнося что-то в свой изобразительный ряд, очень сильно это переосмысляют, и классические греческие сюжеты становятся абсолютно русскими. Греческий рт становится похож на лист чертополоха или лопуха, тем не менее, весь строй остается классическим.
А вот это настоящее Сормово: после шумной и активной улицы Коминтерна мы оказываемся в совершенно другом, уютном мире с зеленой травкой, где гуляют прекрасные пушистые коты. Здесь сплошные деревянные дома, а значит — мыши. Так что коты здесь необходимые рабочие единицы.
Улица Коминтерна, 185
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/4-10-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/5-11-1024x683.jpg)
Можно легко выделить единый стиль архитектуры этих домов. Крестьянский дом очень часто старались уподобить городскому дому в стиле классицизма: у них есть треугольный верх, как фронтон классического греческого или римского дворца, верхнее окно, которое называется палладианским, доски, закрывающие торец сруба подобны пилястрам. Вот в этом доме мы как раз его видим. Также есть колонки, поддерживающие фронтон. При этом сам дом крестьянский, и здесь выстраивается известный крестьянский сюжет, когда розетка (орнамент в виде круглого цветка. —Прим. авт.) становится символом солнца. И конечно, для крестьянина очень важно подписать дату строительства, потому что это фиксация истории места, сила древности его рода. Сначала она была на лобовых досках, потом стала появляться на окнах. Нижняя доска — это одновременно и дата, и либо подпись хозяина, либо инициалы мастера, чьи работы в то время становились буквально брендом — здесь это ТДБМ. Они максимально стилизованы под растительные побеги и цветы, но что именно они означают, мы, скорее всего, не узнаем.
Еще одна особенность Сормова — это частый уход дома в глубину от улицы. Маленький домик с тремя окошечками, выходящими на улицу, часто обманывает нас. Кажется, что он небольшой, но вот уходит, как своеобразный трамвай, вглубь домовой территории. Например, здесь мы можем понять по одинаковым наличникам, что у этой махины, скорее всего, был один хозяин.
Улица Коминтерна, 205
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/6-7-1024x683.jpg)
Местные жители — третье поколение тех, кто построил этот дом, и поэтому понятно, что они относятся к нему с большим уважением, берегут и не хотят отсюда съезжать. Этот дом — родовое место, где по-прежнему продолжают жить те, кто его строил. И здесь очень много таких семей. Верхняя часть переделана, там было прекрасное окно, но теперь уже дом выглядит иначе. Это реалии жизни. Нельзя ругать хозяев за то, что они ставят сайдинг и пластиковые окна, — каждый хочет жить удобно и комфортно.
Все эти дома сохранились, потому что находятся в частной собственности. Если у вас течет крыша, то вы сами ее чините, потому что этот дом ваш, вы о нем заботитесь. Есть и оборотная сторона — хозяева имеют право с ними сделать все, что хотят. У них нет никакой защиты, но нет и никакой помощи, они берегут свой дом, как умеют.
Улица Коминтерна, 209
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/7-3-683x1024.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/8-1-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/9-1024x683.jpg)
С уходом лобовых досок в 1870-х годах стали обильнее украшаться сами окна. Здесь вновь то самое палладианское окно с инициалами «ИК» 1885 года. Треугольный фронтон, колонны-пилястры и зашитые срубы бревен, которые тоже символически становятся некими пилястрами, подпирающими своды, за счет чего и получается система классического дома. Но и на этих пилястрах тоже были украшения. Есть, например, фрагмент с вазоном, из которого растут и переплетаются разнообразные ветви, с цветочками, виноградом, листьями. Дело в том, что древо жизни — это главный охранный символ, и когда исчезли лобовые доски, этот символ перебрался на символические пилястры. Древо жизни нельзя изобразить спиленным или срубленным, у него должны быть корни. И нижегородская традиция помещает корни древа жизни в вазон.
Спереди мы видим три окна по фасаду, а сбоку становится видно, что дом уходит внутрь колоссальным количеством окон — это срубы, стоящие один за другим. Сейчас уже по тому, как окрашивают окна и меняют рамы, мы понимаем, что и тогда, и сейчас это многоквартирный дом. Он мог быть домом для одной очень большой семьи, а мог быть домом, где хозяева жили только в одной части, а все остальное сдавалось тем, кто работал на заводе. Очень часто жили за счет завода, сдавая квартиры, как это было в книге Максима Горького «Мать». Завод давал самые разные варианты заработка.
Улица Коминтерна, 213
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/10-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/11-1024x683.jpg)
Этот дом с виду скромный, но при этом очень важный на нашем пути, потому что дата его постройки — 1845 год. Не то что крепостное право еще не отменили, даже завода еще не было (дата основания завода «Красное Сормово» 1849 год. — Прим. авт.). Абсолютный старожил. У него очень простая резьба, потому что это самое начало использования системы лобовых досок в украшении дома. И здесь важна терминология. Для русского крестьянина дом — это очень важно, «лицо хозяина — лицо дома». У дома есть окна — «очи», над очами у нас лоб, поэтому доска, идущая поперек, называется «лобовой». То, что идет под кровлей, наклонные доски, называются «причелинами», как устаревшее название нашего лба — «чело».
Дальше идет фронтон, который тоже разнообразно украшается. Есть еще розетки — подражание классической архитектуре, которые вместе с кубиками ведут к самому верху. И пусть здесь всего этого еще очень мало и скромно, но это оттого, что сам дом очень ранний. Это дом Кокушкиных. Хозяйке больше 90 лет, дом ставил дед ее мужа. Это настоящие родовые гнезда.
Улица Большая Починковская, 24
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/12-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/13-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/14-1024x683.jpg)
Вот еще один пример — 1895 год. Лобовые доски перестали делать уже в 1870-е годы. Этот дом как раз один из тех, где лобовая доска ставилась достаточно поздно, и это очень большая редкость. Видно, насколько этот дом богат, потому что лобовая доска идет по фасаду дома и уходит дальше по периметру. Наличники по длине дома разные по простой причине: дом менялся, мода приходила, уходила, а главное украшение в виде наличника оставалось.
Техника, в которой выполнены украшения всех этих домов, называется нижегородской глухой резьбой. Ее еще называют«топорной», «барочной»с, «корабельной». Здесь, помимо древа жизни, есть еще два главных персонажа нижегородской глухой резьбы — львы. У левого льва даже видны черные усы. Такой красавец-мужчина, немножко кавказской наружности: белые глаза, черные усики. Львы пришли в русскую традицию рано, когда русские купцы уже начали ездить за границу, когда произошло крещение Руси и сближение с Византией. Но если в Европе и Азии это символ царской власти и жестокий и беспощадный к врагам зверь, то в русской традиции он ассимилируется и получает новое осмысление. С XI–XII веков он становится символом Владимирской княжеской дружины — неусыпной стражи. И вот с этим значением он приходит на крестьянские дома. Сторожит он не только дом — держит в лапах и охраняет то самое мировое древо. И еще он радостный и улыбающийся, а не грозный хищник, рассказывающий нам, как суровы стражи этого дома. Совсем не похоже на надпись: «Осторожно, злая собака!»
Здесь тоже живет далеко не первое поколение семьи. Дом снизу каменный, верх — деревянный. Это не новострой, это дом на первом каменном этаже. Второй этаж деревянный, потому что в деревянном срубе жить приятнее, но видно, что уже в какой-то момент лицо дома решили отштукатурить. Сбоку дома проступает белый силикатный кирпич — признак советского времени.
Улица Большая Починковская, 35
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/15-1024x683.jpg)
Еще один особенный пример. Дома редко красили, потому что краска — это дорого. При этом теряется особая рельефность резьбы, ощущение скульптурности, хотя издалека она и становится заметнее. Лев здесь улыбается во всю морду, похож на котика или собачку. Он, конечно, стражник, но он вас приветствует и рад вам. За ним можно увидеть то, что мастера сами называли «сиянием». Вот эта цветочная розетка — символ солнца. По фасаду сидят львы, а доски этого дома уходят по обе стороны. Одна доска ушла в новую жилую часть, а на второй доске видно берегиню — деву с рыбьим хвостом. И если лев — это принесенный на Русь образ с Востока, то берегиня — древний славянский образ. Это божество, сохраняющее дом и приносящее дождь на землю, когда это нужно. Она из того времени, когда русские боги вообще не делились на какие-то персонифицированные образы, и были силы добра — берегини и силы зла — упыри. Это абсолютная архаичная древность, поэтому возвращение этих образов на дома поражает.
Улица КИМа, 91
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/16-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/17-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/18-1024x683.jpg)
А здесь с правой стороны мы видим руки, держащие ветвь. Слева табличка 1849 года в виде причудливой ветви с самыми разными листьями и плодами. Руки — это образ, который встречается очень часто в декоративном народном искусстве, он очень символичен. Это может быть и символ мастера, например. Или, если вспомнить, как изображается Бог на древних русских иконах, то это будет рука из облака. И для сюжета это значит, что все это происходит по указанию свыше.
Здесь живет семейство Хазовых — дом строили их предки. Это родовое гнездо, которое они берегут. Стоят пластиковые окна, но это для того, чтобы люди могли здесь жить. Комфортная жизнь внутри — залог того, что дом будет стоять дальше.
Улица КИМа, 151
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/19-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/20-1-683x1024.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/21-1024x683.jpg)
Этот дом заслуживает внимания не столько датой, сколько тем, что он сохранил вообще весь свой старый строй. Крылечко с резьбой, крытый двор, и видно, что причелины шли не только под крышей. Можно увидеть уже поистлевшую причелину, она идет по всему крытому двору. Старые ворота, старая калитка во двор с сохранившейся ручкой. Именно так выглядели дома когда-то. Дальше, блуждая по Сормову, можно найти и ворота, и кольцо коновязи.
Улица КИМа, 163
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/22-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/23-1024x683.jpg)
![](http://kult-ra.ru/wp-content/uploads/2019/08/24-1024x683.jpg)
Дом для крестьянина — это его лицо. Поэтому парадная часть дома для него колоссально важна. Старый дом всегда имеет палисадник. Палисадники также служат в качестве украшения, они встречают приходящего, при этом не перекрывают дом — позволяют им любоваться.
Ни один из этих домов не является памятником. Сейчас это частные дома, и сами хозяева не хотят, чтобы их признавали памятниками, ведь тогда они даже бытовой ремонт в доме не смогут сделать сами. Сейчас стать памятником означает получить проблемы с содержанием дома — и ничего взамен.