Почему Сормово красное?

Текст ТАТЬЯНА НЕЧАЕВА

Фотографии АЛЕКСЕЙ ШЕВЦОВ

Когда мы говорим о Сормове районе, в первую очередь мы вспоминаем завод, роман Горького «Мать» и баррикады 1905 года. Завод «Красное Сормово», Красная революция, красный цвет кирпичных зданий… И  все же, какие истории хранит Красное Сормово?

Специально для «Культурного района» ассоциация «Нижегородская гильдия экскурсоводов» разработала новый маршрут «Почему Сормово красное?».

В начале ХХ века в Нижегородской губернии число рабочих достигало 40 000 человек. Значительная часть их (10 000) работала на Сормовском заводе. Так что история завода — это и история пролетариата – движущей силы революции. В революционной России Символом движения к светлому будущему был паровоз. Экскурсионный маршрут берет свое начало от паровоза-памятника.


Паровоз СУ-251-32

СУ 251-32 – реальный паровоз, построенный на заводе «Красное Сормово» в 1949 году, в год столетия завода. Его установили в 1980 году в честь 110-летия со дня рождения Ленина, в честь строителей паровозов.

До Центра Сормова он дошел по железной дороге сам (ветка до Заволжья совсем рядом). Только тот промежуток, где рельсов уже нет, пришлось вести его на спецтехнике. Паровоз серии «С» — значит сормовский, это наша, сормовская разработка. Спроектировал его инженер Бронислав Малаховский в 1911 году.

Сильный, мощный и элегантный — сам Б. Малаховский называл его «гончей собакой», и паровоз прозвали «гончая Малаховского». И недаром. Ещё в 1913 году паровоз «С» одним из первых развил скорость 125 км/час, пройдя от Петербурга до Москвы за 7 часов 59 минут. И это время в пути поезда не современного, а начала ХХ века! Для сравнения: поезд по расписанию 1913 года шел из Петербурга в Москву 15 часов, почти в два раза дольше! Говорят, современники специально выходили посмотреть на мчащиеся составы. Поражал дизайн – стремительные, удлиненные и вместе с тем пропорциональные формы подчеркивали его способность к новой скорости. Паровозы серии С и СУ были одними из лучших в мире по своим техническим и эстетическим качествам.

С — лучший отечественный пассажирский локомотив за всю историю паровозостроения, так оценивают его специалисты. А здесь стоит модификация «СУ» («Сормовский усиленный») – первая спроектированная после революции (1925). Сормовичи выпускали их до 1951 года. Паровозы СУ были основными на железных дорогах нашей страны. Они водили пассажирские, скорые, курьерские, почтовые и пригородные поезда. Сормовские паровозы доставляли войска на фронты двух мировых войн, эвакуировали в тыл раненых и перевозили пассажиров по всей огромной стране в общей сложности более полувека — до 1970-х годов. Он стал самым распространенным паровозом железных дорог СССР до перехода на электрическую и тепловозную тягу.

Сормовский дом пионеров

ЦДТ, ул. Коминтерна, 250

Это монументальное здание было построено в 1976 году. Сейчас он называется Центр детского творчества, но до сих пор его чаще называют Дом Пионеров, как и в советское время.

В это новое, большое здание Дом пионеров переехал из бывшего Гортеатра, который располагался в центре Сормова. В 1934 году Гортеатр стал первым в городе Детским Домом культуры, вскоре переименованным в Дом пионеров имени Заломова.

В 1968 году, когда он перестал вмещать желающих, был объявлен сбор средств на строительство нового здания – операция «Красный галстук». И перед новым, 1976 годом, открылся этот новый Дом пионеров.

В 1967 году в Доме пионеров открылся первый в городе районный историко-революционный музей, а сам Дом пионеров носил в советское время имя Петра Заломова, революционера родом из Сормова.

С 1991 года он носит название «Центр творчества юных» и по-прежнему организовывает досуг детей — в ЦДТ есть множество кружков и секций, живой уголок, мастерская, малая сцена и актовый зал.


Пётр Андреевич Заломов (1877-1955) — сормовский рабочий, участник первомайской демонстрации 1902 года – она изображена символически на чеканке, украшающей здание с этой стороны. Об этих событиях роман Горького «Мать», где Петр стал праобразом Павла Власова.

Памятник В.И. Ленину

В 1927 году — к 10-летию Советской власти на средства сормовичей был установлен памятник В.И.Ленину – авторская копия скульптора В.В. Козлова (оригинал был установлен перед Смольным институтом ещё при жизни Ленина, в 1923 году).

Сормовский памятник Ленину — первый памятник вождю в Нижегородском крае. Его делали тогда, когда вождь считался хоть и великим, но все же человеком. Поэтому и скульптура только 2 метра высотой — она, конечно, несколько больше вождя пролетариата, но все же «человеческого» размера, почти в натуральную величину.

Главная особенность этого памятника — его постамент. У памятника два автора — скульптор Козлов и архитектор Яковлев, автор постамента. Композиция памятника проста, гениальна и скромна. Это одновременно и постамент, и трибуна.

Смелый зритель может подняться по ступеням (они слева на постаменте), но только до определённого уровня, не наравне с Лениным: ступени до уровня вождя переходят в символические, как будто это цель жизненного пути к социализму и коммунизму. Ленин стоит буквально на фоне «социализма», на фоне надписи. Она выше того, кто продвигал социализм, Ленин на фоне неё и немного снизу, как человек, лишь обязанный этим идеям своей известностью. В этой композиции – художественная гениальность архитектора Яковлева.

Интересно посмотреть с других сторон – все четыре стороны постамента разные. Обратная сторона памятника социализму – это тюремная решётка и надпись «Ленинизм». Это рассказывает историю не просто о том, что Ленин – вождь социализма, а что здесь, на этом месте эти идеи яростно продвигались простыми рабочими и они были жестоко наказаны во времена ещё не свергнутого самодержавия. Справа — слово «Знание» и герб Советского Союза. Любопытная деталь: на гербе всего шесть ленточек с названиями республик. Потому что на 1927 год в Союзе их было ещё не 15: РСФСР, Белорусская, Украинская, Туркменская, Узбекская и Закавказская, в которую входили Азербайджан, Армения и Грузия. Слева — слово «Труд» и рабочий, пробивающий себе путь, к светлому будущему. И знаменитая фраза Ленина «1905 год – это генеральная репетиция!».

Через три года Яковлев сделал очень похожий памятник в сквере на площади Свободы, тоже посвящённый 1905 году – но там памятник оказался уже без скульптурного изображения вождя, зато стал настоящей трибуной для митингов (1930). Оба монумента похожи по архитектуре, и их стоит ценить за принадлежность эпохе конструктивизма, которая оставила после себя очень мало собственно памятников, но не зданий.

Постамент этого памятника не только трибуна. Это еще и символическое изображение баррикады. И это не случайно — во время декабрьского восстания 1905 года главная баррикада Сормова, у которой шли настоящие бои, шла от дома напротив, от его срезанного угла, до места, где теперь стоит памятник Ленину.

Красная школа баррикад

Это была действительно была школа. Самая большая церковно-приходская школа в России. В школе даже была сцена. В учебное время сцена закрывалась щитами и была обычным классом. А на Рождество здесь устраивались елки. На каждом этаже был хорошо освещённый рекреационный зал, с трёх сторон от него классы и вспомогательные помещения — кабинет директора, учительская, буфет, санитарные узлы, а в цокольном этаже — котельная, библиотека и гардероб. В советское время здесь по-прежнему была школа, с номером 82. После её переезда на улицу Культуры в «школе Баррикад» разместился учебно-производственный комбинат, он работает в ней до сих пор.

Почему же «школа баррикад»?

Здание и сооружённая перед ним баррикада были основными опорными пунктами вооружённого восстания сормовского пролетариата 12-14 декабря 1905 года. В школе располагался штаб восстания, поэтому оно получило название «Школа баррикад». Сейчас на здании можно увидеть еще одно напоминание об тех событиях — горельеф «Баррикады 1905 года». Автор горельефа — художник Виктор Малиновский. На памятном горельефе застыли изваянные в бронзе участники баррикадных боёв. Во главе рабочих — начальник Сормовской боевой дружины Павел Мочалов.

История создания этого горельефа сама по себе иллюстрация событий 1905 года. Сергей Малиновский, сын автора этого памятного знака (Виктора Малиновского), вспоминал: «Для скульптурной композиции папа приглашал позировать рабочих с «Красного Сормова». А сама идея горельефа связана с историей нашей семьи. У моего дедушки был брат Андрей, молодой 17-летний парень. Когда в Сормове начались революционные события, его друзья с завода говорят: «Андрей, приходи на баррикады. Ты же охотник, у тебя есть ружье, бери его». Парнишка пришел, а буквально сразу после столкновения с жандармами в здание попал снаряд. И Андрей погиб».

Давайте коротко восстановим хронологию событий, приведших к восстанию в декабре 1905 года.

Громадный завод и село лихорадило, как и всю страну. Рабочий класс по всей России требует и бастует. К весне 1905 года началась активная пропаганда среди рабочих. Цель социал-демократов — организовать пролетариат на вооруженное восстание для борьбы с самодержавием. Рабочие, вдохновленные идеями демократии, ходили на митинги и обсуждали планы борьбы. Газеты оповещали о стачках, бунтах, восстаниях, покушениях, казнях, побегах из тюрем и тому подобных событиях. Появились печатные листочки и новое в сормовском быту слово — «прокламация». Рабочие в Сормове создали боевую дружину для охраны тайных встреч. Но весь 1905 год власти не принимали решительных действий по разгону регулярных сходок близ села Сормова, хотя в них принимали участие до 1000 человек. 9 июля (в годовщину «кровавого воскресенья») в Сормове прошла грандиозная демонстрация (более 3 тысяч участников) и состоялся ряд митингов. Власть и полиция не вмешивались, наблюдая со стороны. В феврале 1905 года заводоуправление создало выборный Совет уполномоченных рабочих депутатов (170 депутатов от 25 цехов) для выработки правил рассмотрения нужд и пожеланий, касающихся всего завода. Совет выдвинул требования из 49 пунктов. Заводоуправление решило удовлетворить большую часть требований рабочих. О невиданных привилегиях сормовских рабочих пишут газеты и журналы. Но митинги продолжались.

По случаю выпуска 2 июля тысячного сормовского паровоза правление АО «Сормово» приняло решение об устройстве кассы взаимопомощи в 10 000 рублей. Но рабочие отказались от кассы и потребовали выдать эти деньги на руки. Правление просьбу отклонило. Деньги могут пойти только на кассу взаимопомощи. Недовольные решением правления рабочие устроили митинг в центре Сормова, около Народной столовой, переросший в массовые беспорядки. Один за другим бастуют цеха: меднолитейный, швеллерный, мостовой. 1 августа, опасаясь разграбления завода, дирекция закрывает завод. 15 августа завод открывается, записывая на завод по новым правилам и условиям. Но митинги начинаются вновь. Заводоуправление пытается убедить собравшихся в губительном для завода деле — забастовке. Финансовое положение на заводе критическое. В октябре в Сормове создается народная милиция и народный суд.

В октябре — ноябре 1905 года в Сормове фактически была образована «Сормовская республика» с законодательной и исполнительной властью. Моральный дух сормовских рабочих был настолько высок, что официальная власть, опасаясь расправы, полностью приостановила свою деятельность. В Сормове всего 28 солдат и 50 казаков против 12 тысяч рабочих и 33-тысячного населения.

В конце ноября, начале декабря митинги проходили ежедневно. Революционным штабом стала народная столовая-читальня. Народный театр ставил здесь спектакли на революционные темы. Социал-агитаторы развешивают прокламации и листовки о подготовке вооруженного восстания.

2 декабря директор вновь собирает рабочих депутатов. Он обрисовал весь ужас положения завода при забастовке. Но его уже никто не слушает. Все Сормово охватил бунтарский революционный дух. В ответ: «Не так тошна нужда, тошнее бесправие. Нет мочи терпеть!» Рабочие на заводе стали изготавливать холодное оружие и оболочки для бомб. Затем заготовки выносились из завода и на квартирах революционеров снаряжались. Такие бомбы от любого толчка они могли взорваться. Собственной жизнью поплатился сормовский рабочий Андрей Ефремов во время одной из первых попыток практического использования «македонки».

Вооруженное восстание готовят в Канавино, в Москве, в Петербурге и в других промышленных городах. Оно, по планам революционеров, должно стать всероссийским. 12 декабря забастовали около 12 тысяч рабочих завода и вышли на демонстрацию. Вооруженные револьверами, бомбами, ружьями, пиками, с красными флагами демонстранты двинулись по Александро-Невской улице. В центре Сормова, у клуба служащих, навстречу демонстрантам из Дарьинской рощи выехал разъезд конной полиции. Эмоции взяли верх, несмотря на строжайшее предупреждение революционного штаба оружия не применять, раздался выстрел.

Полицейские ответили стрельбой из винтовок. Началось вооруженное столкновение.

К 13 декабря возвели 25 баррикад, основная — здесь, у каменной школы, перегородив Большую улицу поперек. Накануне в Сормово прибыл обоз с дровами. Дровни были опрокинуты поперек улицы, образовался внушительный завал. Из школы вынесли парты, столы, шкафы и прочую мебель. У близлежащих дворов поломали заборы. Сооружение забросали снегом, укрепили листами железа, обвязали все это проволокой и полили водой. На телеграфном столбе вывесили красный флаг.

В цокольном этаже школы разместились помещения с боеприпасами. Здесь заряжались фугасы, бомбы и патроны. На первом этаже в классах был организован медицинский пост и караульное помещение. В окне второго этажа на чугунной плите была установлена самодельная пушка и две небольшие пушки . В домах напротив школы организовали лазарет и перевязочный пункт.

Из Нижнего по приказу губернатора в Сормово перебрасывается артиллерия.

14 декабря — был открыт огонь из пушек.

Утром 14 декабря главный штаб восстания потребовал от всех, не имеющих огнестрельного оружия, покинуть баррикады. Холодным оружием против пушек не воюют. Началась атака полицейско-армейского войска. Баррикада вела огонь из всех видов оружия. Шло настоящее артиллерийское сражение.

Штаб восстания принял решение прекратить сопротивление. Штаб и боевики покинули баррикады и каменную школу. Основные боевые силы сумели скрыться. Восстание в Сормове фактически закончилось вечером 27(14) декабря. В этот момент и московское восстание начинало клониться к своему концу.

Артиллерийская канонада продолжалась до темноты. Баррикады полиция разбирать не стала, опасаясь их последующего восстановления. Их просто обливали керосином и поджигали. В ночь с 14 на 15 декабря полицейские сожгли народную столовую-читальню, центр революционной пропаганды, штаб Сормовской республики. Пожар был настолько сильным, что виден был из верхней части Нижнего Новгорода. Это был апофеоз первой русской революции в Сормове.

15 декабря с наступлением рассвета полиция начала обыски и аресты. Завод закрыт, новый набор начался уже в 1906 году. К работникам предъявлялись строгие требования: людей, вызывающих подозрения, теперь не брали.

В результате восстаний и боев с полицией разрушены 15 жилых домов, погибли 43 горожанина. Задержано около 300 человек . Мочалов, лидер митингующих, из города сбежал. К суду по Сормовскому восстанию было привлечено тринадцать арестованных сормовичей. В списке осужденных не было известных революционеров-боевиков, организаторов восстания. О них своевременно позаботилась партия. Еще 14 декабря, на последнем заседании штаба восстания, им были выданы подложные паспорта и деньги. Воспользовавшись документами, они благополучно скрылись из Сормова.

Сормовские небоскребы

ул. Коминтерна д. 179, 181

Школа, построенная в 1904 году, сразу же стала называться «Каменной школой», так как почти все общественные постройки того времени в Сормове были деревянными. Здание школы было видно издалека и было знаковой постройкой. А в 1927 году рядом возвели каменные жилые многоэтажные дома , и это стало событием своего времени.

Эти дома были построены в 1927 году в комплексе с памятником Ленину к первому юбилею социалистической революции заводским архитектором С.М. Ивановым.

Два здания в форме букв П, между которыми – уютный двор. Со стороны улицы эркером – подъезды с лестничными маршами. Со стороны двора – кухни, а за срезанными углами выступов фасада – ванные комнаты. Маленькое окошко в углу освещает коридор. Коридор нужно было осветить отдельным окном для того, чтобы экономить на электричестве. По этой же причине на лестнице в подъезде тоже окна с обеих сторон здания, можно посмотреть насквозь дома: чтобы не тратить электричество на освещение подъезда, его сделали с естественным светом. Дом оригинальный и роскошный и по планировкам, и по внешнему виду.

Но давайте представим себе тяжёлую эпоху, в которую появилось это необычное здание. 1920-е – время экспериментов в молодом советском государстве. В начале 20-х национализация жилья оставила без дома всех, кто имел дорогое жильё. В то время невозможно было построить собственный дом ни дорогой, ни даже самый бедный – постоянно менявшиеся законы и принципы владения имуществом сильно расшатали экономику. Во времена НЭПа появилось разрешение на строительство кооперативных домов – тогда это были небольшие двухэтажные деревянные дома на несколько квартир. И представьте себе, насколько мощным был Сормовский завод, что он смог построить в это тяжёлое время ансамбль из двух 4-этажных зданий, каждое на 48 двухкомнатных квартир, по авторскому проекту и с некоторыми архитектурными изысками. Это уникальный случай: до 1927 года в городе строились только деревянные кооперативные дома, а после 1927-го началось массовое, но очень непродолжительное строительство домов в духе конструктивизма: в 4-5 этажей, предназначавшихся для рабочей элиты.

Конструктивизм – это направление в архитектуре, которое предлагало новую организацию быта и новую эстетику из простых и, главное, дешёвых форм. Посмотрите на эти дома: они совсем не такие, это вовсе не  минимализм и не простые формы, лишённые эстетики. До этого здания строили примитивные деревянные дома, после него появились стильные, но простые по форме «коробочки», а здесь мы видим дом, похожий на дореволюционный – с арочными окнами, с классическими пропорциями, правильная, симметричная композиция. Это здание – пример социализма, то есть, пример хороших условий жизни, сделанных специально для рабочих.

Двор красных домов окружают чугунные литые решетки — образец мастерства сормовских литейщиков.

Очень красивый рисунок, и в нем мы можем угадать черты стиля ар-деко. Ар-деко появился впервые на художественной выставке в Париже в 1925 году у художников и архитекторов сложилась новая манера изображения. Это более строгий стиль, чем модерн, но для него тоже характерны перетекающие формы и пластичность. Стиль Парижа 1925 года появился в Сормове два года спустя. Для России и для Нижнего Новгорода такие примеры единичны. А напротив, у школы Баррикад совсем другая решетка. И она тоже символ своего времени.

1946 год. Закончилась война, во время которой главной продукцией была военная — завод выпускал танки и снаряды для знаменитых «катюш». Производство переводят на мирные рельсы. Куда же девать оставшиеся выпущенные, но не использованные детали? Можно переплавить, а можно приспособить к новой, мирной жизни. И в 1946 году у школы появилась новая ограда.

Столбики ее венчают корпуса снарядов для знаменитых «катюш», а круглые элементы на решетке — шестерни бортовых передач поворота башни танка. Подобные решетки есть еще в двух местах в Сормове.

Позади нас первые жилые дома сормовичей послереволюционной постройки. Когда в 1927 году эти дома появились среди одно-, двухэтажных жилых домов, знаете, как их стали называть? «Сормовские небоскребы»!

Музыкальная школа им. Б. Мокроусова

ул. Коминтерна, 173

Мы с вами у здания музыкальной школы им. Бориса Мокроусова. Этот каменный дом построил в 1860 г. крестьянин Легостев, затем хозяином его стал в 1885 г. Василий Котов, в начале ХХ века здесь открылся синематограф «Художественный».

Обратите внимание, что многие дома, построенные в конце XIX века в Сормово, каменные, двухэтажные, добротные. Они совершенно не вяжутся в нашем представлении о сельском доме, а ведь Сормово – село. «Впервые приходится мне видеть такое село!» – удивлялся писатель Владимир Дедлов, которому довелось проехать через Сормово, – «несколько тысяч жителей, прямые и широкие улицы, каменные, крытые железом дома в 2-3 этажа!» И быт в Сормове был вполне городской:  в каждом доме – магазины.

Вот, например, три дома как раз такие: наверху – жилые помещения, внизу торговые.

На фасаде в центре первого этажа можно даже рассмотреть широкие двери лавок, заложенные или превращенные теперь в окна. Принадлежали эти три дома некоему Курицыну, который работал на заводе и запомнился местным своей любовью к лошадям.

Первый этаж ближайшего к школе дома он сдавал под галантерейный магазин, а потом здесь был хлебный, и в войну получали хлеб по карточкам. В следующем Курицинском доме – магазин «Гигиена». Кроме мыла и тому подобного, здесь дорогие подарки, сувениры, например, атласные пасхальные яйца в бархатных коробочках. А по правой стороне улицы — заводские цеха. Впереди, самый большой — паровозный цех – его стены возвышаются за заводской оградой.

Церковь св. благоверного князя Александра Невского

ул. Баррикад, 3

Церковь в Сормове была построена только в 1882 году. До этого ближайшими к Сормовским заводам храмами были Свято-Троицкая церковь в Копосове (4,5 км) и церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке (6 км).

До 80-х годов XIX века в Сормове не было и школы. Необходимость ее осознавали и руководство завода, и рабочие. В 1882 году на первом этаже началось богослужение, а на втором решено было открыть школу для детей рабочих. Были закуплены 26 парт, учебные пособия, письменные принадлежности и учебники.

Занятия в этой первой в Сормове (начальной) церковно-приходской школе начались 14 января 1885 года. Срок обучения составлял тогда всего 2 года, с сначала обучались только мальчики, а с 1887 года – и девочки (112 мальчиков и 52 девочки). Учение, учебники и письменные принадлежности были бесплатными. Эта заводская церковно-приходская школа стала «первой ласточкой» народного образования в Сормове.

Церковь называли «копеечной», у всех работников завода с каждого заработанного рубля удерживали одну копейку – на эту «народную копейку» строилась и содержалась церковь и школа при ней.

По воспоминаниям, к Пасхе колокольня украшалась электрическими лампочками – от крыши до самой верхушки. Лампочками были окаймлены проемы окон, ребра шатра колокольни, верхний купол и крест. Вечером зрелище было красивое и эффектное. Огни горели целую неделю и целую неделю звучали колокола. На Пасхальной неделе на колокольню пускали всех желающих звонить. Звон не прекращался с утра и до самого вечера.

После революции церковь, конечно, закрыли и в 1924 году отдали под школу. Позднее и до 1980-х годов в здании храма размещалась заводская столовая. В 2003 году храм вернулся к Нижегородской епархии.

Дом рабочего-модельщика Капранова, 1904 г.

А вот еще один свидетель истории, наблюдающий за ней с 1904 года. Это дом модельщика Капранова, который даже сейчас выделяется своей добротностью и аккуратностью. На его примере мы можем увидеть как жили рабочие, которые работали хорошо и много, в том числе и сверхурочно, и хорошо зарабатывали. Дому несомненно повезло, мы знаем о нем довольно много.

Модельщик – это инженерная профессия, требующая серьёзных знаний и подготовки. Эти рабочие изготавливают модели для будущих отливок, и простые, и сложные. Он должен быть отличным столяром, ведь первая модель создаётся из дерева. Необходимо уметь хорошо работать с чертежами, отлично знать свойства древесины. Кроме того, необходимо быть квалифицированным слесарем, знать литейное и механическое производство, уметь читать чертежи любого направления и сложности, обладать сильнейшим воображением – из чертежа необходимо сделать реальную вещь. Даже самые лучшие способные модельщики учатся и совершенствуются всю жизнь. Профессия модельщика всегда считалась элитной. Далеко не каждый рабочий и даже инженер мог её освоить. Поэтому профессия модельщика во все времена была очень востребована и хорошо оплачиваема.

Когда-то, еще до рождения завода, когда на месте главной проходной переливалась волнами рожь, на этом месте стояла обычная деревянная изба крестьянина Семена Ивановича Капранова. А уже его сын, Владимир Семенович Капранов, который был рабочим завода, построил здесь каменный дом в 1904 году. Он понимал, что без хорошего приданого дочерей, которых у него было пятеро, не устроишь в жизни, и лучшим приданым счел квартиру в добротном доме. Дом имел 3 этажа: цокольный, (полуподвал), первый и второй. На каждом этаже было по 2 однотипных квартиры, то есть всего 6. В каждую квартиру вел изолированный вход с улицы. Далее шли большие сени с чуланами и туалетами на каждую квартиру, со двора имелся черный ход. Когда стены и крышу построили, на мебель денег не осталось, и поначалу даже спать было не на чем. Кстати, много мебели в этот дом Владимир Семенович изготовил сам. Во дворе находились хозяйственные постройки и мастерская хозяина с первоклассным инструментом. О тщательности подхода к строительству говорит тот факт, что сначала Владимир Семенович закупил кирпич, в качестве которого усомнился, тот плохо хранил тепло, и купил новый, хотя в семье царил режим строгой экономии и во время строительства и много лет спустя. Дочери Владимира Семеновича вспоминали, что отец и мать ходили в Канавино на ярмарку пешком, чтобы не тратить копейки на проезд в местном поезде. Экономя керосин, отец рано гасил свет и не позволял зимними вечерами читать книги, экономили даже на пище.

Пока дети росли, квартиры сдавали внаем, в основном мастерам сормовского завода с семьями. Хозяева жили на первом этаже. Обеденный перерыв у модельщика Капранова длился два часа. Дети ждали его с радостью и нетерпением: все собирались за столом, он был ласков и добр. Владимир Семенович за всю жизнь не сказал ни одного бранного слова.

Можно сказать, что все строительство дома велось «под присмотром», ведь модельный цех, где работал Владимир, находился напротив дома.

Заводоуправление

Прямо перед нами архитектурная жемчужина, визитная карточка завода – Заводоуправление или, как его раньше называли, «Новая Главная контора».

Красивое здание, построенное в стиле модерн. Возраст здания солидный. В 1905 г оно построено 3-х этажным, позже надстроен еще один этаж. Проемы окон и сдвоенные, и прямоугольные, и квадратные, и арочные с кокошниками. Пилястры, козырьки на цепях над входами, чугунные решетки на балконах. Светлые архитектурные детали выделяются на общем темном кирпичном фоне. Особая гордость – кабинет №1 (кабинет директора) – где до сих пор полностью сохраняются прежний интерьер, даже камин. Из современной мебели – только кожаное кресло, остальная находится здесь с момента постройки, только обивку стульев меняют периодически.

«Новая контора», потому что рядом 2-этажное здание «Старой Главной конторы» 1897 г. постройки. Думаете, каменное? Нет – 8 деревянных секций на кирпичном основании вплотную друг к другу. Но после постройки нового здания заводоуправления его стали полностью штукатурить для придания более солидного «каменного» вида.

Улица Баррикадная

До заводоуправления от памятника Ленину мы прошли всю улицу Баррикадную. Так она стала называться после Октябрьской революции в память событий 1905 года. А до этого Александро-Невская – по церкви, которую мы видели. Для Сормова – одна из самых значимых улиц, потому что ведет к главной проходной, к конторе, так что пустой она не бывала – на смену и со смены шли по ней толпы рабочих.

Сейчас улица тесная, плотная, а на старых фотографиях — просторная, без единого дерева. Дорога посредине булыжная, с правой стороны – деревянный тротуар.

Начиналась улица от «каменной школы», а вот заканчивалась не здесь, а доходила до самой Волги, где была пристань. Теперь она перегорожена заводской территорией и поэтому тупиковая. Сормово стоит на Волге, которую мы сейчас совсем не видим.

От пристани в летнее время легко и быстро можно было добраться в город – каждый час отправлялся небольшой пароходик «Финлянчик», построенный по финскому проекту. Со временем название его исказилось – говорили «фильянчик». Можно, конечно, было ехать и по железной дороге, но «вагончик», как его называли местные, ходил до Сормовского поворота, а дальше до города – пешком. Поэтому каждый час, когда отходил пароходик, по этой улице волна извозчиков катилась к пристани, дым стоял столбом, улица была очень оживленная. Примерно в 20-м году пристань перевели в Мышьяковку, а улицу закрыли. А в 1922 году завод получил официальное название «Красное Сормово».

Памятный знак

Памятный знак отсылает нас в середину XIX века, к рождению завода. На гранитном постаменте – лист из металла с историческим текстом: «21 июля 1849 г на землях Балахнинского уезда, начиная от межи государственных крестьян Козинской волости, деревни Соромовой, вниз по течению реки Волги, вдоль правого ее берега, основан Сормовский завод». В этот день Балахнинский уездный суд утвердил купчую на землю. Эта дата и считается днем рождения Сормовского завода.

До середины XIX в. грузовой речной транспорт парусный — расшивы, мокшаны, барки – вверх по течению тянули бурлаки. К концу 1840-х годов начало быстро развиваться пароходство. Место для будущего завода было выбрано удачно. Нижегородское Поволжье издавна было центром русского судостроения. Рядом – нижегородская Ярмарка, грузов много, а транспорта не хватало. Рабочая сила есть. Земли вокруг неплодородные, многие занимались «отхожими промыслами»: бурлачили, сгоняли суда заказчикам, зарабатывали ремеслами. Было немало династий лоцманов, кормщиков, водоливов – знатоков судовождения. В прибрежных селах ковали гвозди и пряли канаты и корабельные снасти. Плотники, столяры, кузнецы, слесари имели хорошие навыки, опыт и практику. Завод начинался с трех зданий, пяти жилых корпусов и верфи для сборки судов.

Первыми рабочими завода были жители окрестных селений. До 1854 года на заводе работает около 100 человек, через 2 года их уже более 600, прибавляются новые цеха, осваиваются новые виды продукции, новые технологии. К 1905 году здесь уже 12 тысяч рабочих, перед революцией – 20346 рабочих.

От первого парохода с символическим названием «Ласточка» с деревянным корпусом – огромный славный путь, где многое с приставкой «первый» в России, а иногда и в мире: первый железный пароход, первая мартеновская печь,первая землечерпательница, двухъярусный товаропассажирский пароход «Переворот», первые оснащённые электрическим освещением двухпалубные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», первые в мире теплоходы, первый в России морской дизельный танкер, первые в России танки, первые в стране дизель-электрические ледоколы, первое пассажирское судно на подводных крыльях, первый в мире спасательный аппарат и первая в мире опытная спасательная подлодка, первый в стране катер на воздушной подушке и еще колоссально много первого. Речные пароходы и теплоходы, морские суда, паровые машины, котлы и дизельные двигатели, выплавка чугуна и стали, паровозы, вагоны, платформы, боеприпасы, первые советские танки и танки Т-34, бронепоезда и броневагоны, суда на подводных крыльях и подводные лодки-невидимки «Барракуды» – перечень продукции, выпускаемой заводом, занял бы не одну страницу.

Современное лицо завода – это речное и морское судостроение, с 1929 до 2005 года – подводное кораблестроение. За свою историю завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1939), 2 орденами Ленина (1943, 1949), орденом Отечественной войны 1-й степени (1945), орденом Октябрьской Революции (1970).