Архитектура Сормовского района Нижнего Новгорода От ХIХ до ХХI столетия на примере знаковых архитектурных произведений. Часть I

Текст Ольга Орельская

Фотографии Ольга Орельская, Анастасия Макарычева, Алексей Шевцов

Нижний Новгород является городом, который сформировался по берегам великих рек России — Волги и Оки, в месте их слияния. К настоящему времени город состоит из восьми административных районов, три из которых находятся в нагорной части города, а пять — в заречной.

В заречной части города, значительную территорию вдоль берега р. Волги занимает Сормовский район, который образовался и вошел в состав Нижнего Новгорода в 1929 году. Район складывался на месте с. Сормово, которое известно с ХVI века. Расцвет его пришелся на ХIХ столетие, когда здесь в 1849 году возник судостроительный завод, которому было суждено стать крупнейшим не только в России, но и в Европе. Именно здесь впервые в мире в послевоенные десятилетия появились скоростные суда на подводных крыльях — изобретение талантливого нижегородского инженера Р.Е. Алексеева.

Об истории района, о его замечательных тружениках можно узнать из многочисленной краеведческой и исторической литературы. Известный градостроитель А.П. Иваницкий в 1920-е годы выдвинул урбанистическое предложение об объединении всей территории города и близлежащих рабочих поселений Канавино, Сормово, Печеры в Большой Нижний Новгород. Частично оно было осуществлено в 1928 году.

К середине 1930-х годов Нижний Новгород (г. Горький с 1932 по 1990 год) представлял собой город-«созвездие», образованное самостоятельными, территориально изолированными районами: Автозаводским, Сормовским и Канавинским, а также рядом мелких разобщенных поселков. В последующие десятилетия происходил процесс их взаимного слияния в единое целостное градостроительное образование.

Поскольку Сормовский район имеет богатую историю, то по его каменной летописи, по знаковым объектам культурного наследия можно составить целостную картину развития архитектуры ХIХ-ХХI вв.

Давайте совершим виртуальную экскурсию по всем эпохам, оставившим свой след в виде отдельных памятников архитектуры.

Знаковые архитектурные произведения ХIХ в.-н. ХХ века

Название с. Сормово в 1850 г. произошло, как сообщают пытливые историки, от деревни Сорманово (Балахнинского уезда). Интенсивное развитие села, безусловно, было связано со строительством завода. Корпуса завода в Х1Х веке возводились из красного кирпича, в так называемом «кирпичном стиле», и к настоящему времени ансамбль зданий принят на госохрану в качестве объектов культурного наследия эпохи эклектики. Отдельные, в основном  частные жилые дома в «кирпичном стиле», в виде отдельных вкраплений в разновременную историческую ткань района, до сих пор сохранились на улицах центральной части Сормова. Кирпичный стиль был характерной особенностью второй половины ХIХ века в России. В связи с тем, что основным строительным материалом, наряду с деревом, был красный глиняный кирпич, то большинство зданий (жилых, общественных и промышленных) возводились с применением именно его. Это рациональное направление в архитектуре эклектики отличалось от пышно декорированных  лепниной оштукатуренных фасадов зданий ХIХ столетия тем, что фасады украшали узорчатой кирпичной кладкой.

В то время добротные  индивидуальные жилые дома строились в большинстве своем из дерева. Это были бревенчатые, одно и двухэтажные, часто на каменном полуэтаже. В настоящее время ряд из них  являются памятниками архитектуры своего времени. Простояв почти два столетия, они сохранили свой первоначальный облик, а также уникальную глухую резьбу, которая служила украшением наличников окон. Примером такого бревенчатого дома в настоящее время может служить один из немногих сохранившихся крестьянских домов — жилой дом Семечкиных на ул. Кима,94 (1857г.), который первоначально был двухэтажным, но потом из-за болотистой почвы ушел первым этажом под землю.

Жилой дом Семечкиных, ул. Кима,94

Бревенчатый дом был выполнен из лиственницы, позднее обшит тесом. Фриз  и наличники окон украшены глухой резьбой, в виде растительного орнамента, имеющей значительную художественную ценность, и являющейся отличительной особенностью Нижегородского Поволжья. Уличный фасад имеет три прямоугольных окна и одно полуциркульное — в тимпане фронтона. Дом имеет характерное для того времени архитектурное решение

На той же ул.Кима, 86 имеется уникальное сооружение всемирно известного инженера-изобретателя с мировым именем — В.Г.Шухова — пожарная каланча ( примерно 1910 г.), выполненная в виде башни гиперболоидной конструкции из прямых металлических стержней высотой 20 м.

Шуховская башня в Копосово.

В начале ХХ века, а именно в 1902 -1904 гг. на главной Большой дороге (ныне ул. Коминтерна) нижегородский архитектор П.П. Малиновский проектирует и строит церковно-приходскую школу (ул. Коминтерна, 175), в которой он как бы предугадывает новую стилистическую тенденцию в архитектуре, переход от эклектики к рациональному модерну. С одной стороны, перед нами еще один пример кирпичного стиля. На фоне красных стен хорошо читаются белые оштукатуренные детали карниза, обрамлений входов, простенков между окнами, полоса цокольного этажа. Но здесь декор уже другого свойства, эта не замена узоров из кирпичной кладки накладного декора эклектики. Здесь декор чрезвычайно прост. Он выявляет и подчеркивает структуру здания, его этажность. Работая в модерне, архитектор развивает, главным образом, его рационалистические черты.

Школа Баррикад

Автор удачно решает планировку школы. Вместо длинных коридоров, характерных для школ и гимназий дореволюционного периода, поэтажно расположены светлые рекреационные залы. Фасады школы четкие и ясные. Архитектура здания в целом претворяет последующие доктрины функционализма 1920-х годов. Глядя на здание школы, можно сразу определить функциональное назначение отдельных помещений. Над входами поднимаются вертикали лестниц, классы имеют по три больших окна. Влияние модерна чувствуется лишь в некоторых деталях: в оформлении входов, в форме оконных проемов цокольного этажа, в парапете над лестницами. Все эти элементы декора не нарушают стройного и ясного характера фасада школы в целом. Это здание находилось в центре баррикадных боев 1905 года и является ныне памятником истории и архитектуры.

Школа Баррикад

В эти же годы (1905гг.) архитектор П.П. Малиновский построил на ул.Коминтерна,167 клуб инженеров и служащих Сормовского завода и жилой дом для сотрудников завода, расположенный рядом и составляющий с ним единый комплекс. Фасад клуба, обращенный в сторону главной улицы, решен в духе раннего декоративного модерна. Облик этого трехэтажного здания не повторяет традиционных форм. Несмотря на наличие симметрии, здесь создается ощущение движения при взгляде на волнообразную пульсирующую линию нависающего карниза, на всплеск лепного декора на углах кровли, на изогнутые очертания оконных проемов, на игру выступающих и западающих плоскостей фасадов. Тема бегущей волны является характерным проявлением раннего модерна.

Клуб инженеров и служащих Сормовского завода , ул. Коминтерна, 167

В центре старого Сормова в 1905 году был закончен строительством грандиозный Спасо-Преображенский собор, ул. Щербакова,15-а (арх. П.П. Малиновский), возведенный в неовизантийском стиле, сопоставимый по архитектуре с церковью Божией Матери «Милующая» (арх. В.А.Косяков, 1898 г.) в Петербурге, выполненной также в неовизантийском стиле.

Размеры нижегородского собора в плане (47 м х 30 м). Мощный центральный купол завершил собор на отметке 43 м. Массивный собор обладает подчеркнуто центричной композицией. Крестово-купольная система в плане, заимствованная у Византии, на протяжении столетий оставалась доминирующей в русском храмостроении. Постамент центрального купола поддерживается четырьмя полукуполами, создавая впечатление об апсидоподобных объемах, прижатых к основному.

В общем облике храма определяющую роль играет главный купол, остальные объемы подчинены ему. Колокольня расположена над главным входом по продольной оси, она заканчивается на высоте, не превышающей отметки полукуполов основного объема. Краснокирпичная кладка контрастирует со светлыми оштукатуренными горизонтальными полосами и белыми обрамлениями арочных окон. Декор имеет геометрический характер. Собор отличает цельная скульптурная композиция, обладающая мощной пластикой.

Спасо-Преображенский собор, ул. Щербакова,15-а

Продолжение