ПЕРВЫЕ ЗВУКИ

Организатор: Камерный хор «Нижний Новгород».

6 августа — АКБМ им. Африкантова.

13 августа — завод Сокол.

Московский район Нижнего Новгорода строился в семидесятые годы прошлого столетия. Первыми музыкальными звуками, которые заполняли новые жилые пространства, стали мелодии, популярные в то время. Музыка 70-х гг. подняла волну, на которой родилось немало интересного, в том числе музыкальных течений, групп, новой музыки. Музыка звучала не только в квартирах, но и на производствах: выездные бригады музыкантов выступали с разнообразными музыкальными программами в цехах и на заводах.

Проект «Первые звуки» воссоздаст атмосферу того времени: большой пласт музыкальной культуры нашей страны организаторы и включили в программу проекта «Первые звуки». Два концерта, подготовленные Камерным хором «Нижний Новгород», станут напоминаниями о том, как проходили концерты в цехах.

Экскурс в историю.

Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других.

В 70-е возрос интерес к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.

Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стал саундтрек. Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «На Тихорецкую состав отправится», «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – были у всех на слуху и плотно вошли в повседневную жизнь.

В 60-70-е годы возрастает значимость крупных сочинений для хора a cappella. Помимо поэмы, к такому исполнительскому составу все более тяготеет и жанр кантатно-ораториальный. Многие композиторы обращались к жанру кантата. Наиболее известные сочинения принадлежат Г. Свиридову, В. Рубину, В. Солманову, Н. Сидельникову, С. Слонимскому. Обширно и многогранно творчество Ю.М.Буцко. В 60-е годы Буцко, как и многие другие композиторы его поколения, обращается к русскому крестьянскому фольклору. Кантата «Свадебные песни» (1964 г.) написана на подлинные народные тексты, позаимствованные из материалов фольклорной экспедиции в деревню Нименьга Архангельской области из книги Д.Сахарова «Русские народные песни». В кантате шесть номеров, разделенных интермедиями:

1. Как во деревне

2. Удаленький. Интермедия

3. Нет ни батюшки

4. Куда мне, девице. Интермедия

5. Как у ключика

6. Возле терема.

Части не связаны сюжетной линией и не являются отражением свадебного обряда. Песни, выбранные композитором, не всегда можно с достаточной уверенностью отнести к какому-либо моменту свадьбы.Это произведение является яркой страницей в истории хоровой музыки, именно поэтому его и включили его программу проекта «Первые звуки».

Другой яркой страницей в советской музыке тех лет стало творчество Георгия Васильевича Свиридова. В рамках проекта прозвучит его Концерт для хора «Памяти Александра Юрлова».

Конечно же, одной из живых тем того времени оставалась тема памяти о войне и ее утратах. Цикл «Четыре хора на стихи А.Твардовского» Р. Щедрина является особенным. В нём затрагивается очень болезненная тема для многих. Хор написан на стихи о Великой Отечественной войне, в нём раскрываются темы скорби и печали, героизма и патриотизма, а также всенародного почтения и гордости. Сам автор посвятил это произведение своему брату, который не вернулся с войны. Цикл образуют четыре части – четыре хора.

Первый хор «Как дорог друг» выступает прологом и имеет суровый и повествовательный характер. Второй – «Прошла война» – пронизан болью о невозвратимых утратах, лирическими раздумьями о тяжёлых последствиях войны. Третий хор «Я убит подо Ржевом» – рассказ солдата, который погиб в бою, несёт драматический характер. Четвёртый – «К вам павшие» – можно назвать гимном, он пропитан торжественностью и глубоким почтением перед героями войны.
В год празднования 75-летия Победы особенно важно включить это произведение в программу проекта «Первые звуки».