Текст и фотографии ЛИДИЯ СЕНЮТКИНА
Когда строился Автозавод, улицы называли просто. В перпендикулярных линиях «народной стройки» и коммунальных общежитий главное было не запутаться, вот и пересекают друг друга улицы Челюскинцев и Кирова, Ильича и Колхозная. «Патриоты Нижнего» к началу учебного года для очерка тоже выбрали «простую» улицу, которая как раз и находится в Автозаводском районе. Какая же она, Школьная улица?
«А где здесь улица Красивых красных партизан? — внезапно обращается к нам мужчина, говорящий с сильным акцентом. — Не могу найти её». Увы, мы и сами не знаем, существуют ли такая улица (как выяснилось потом — да, но просто красных, не красивых партизан, расположена совсем близко).
Школ на Школьной улице несколько — это и знаменитая 36-я, физико-математический лицей, стоящий на пересечении с проспектом Кирова, и школа-интернат для детей с ограниченными возможностями, и школа искусств, и музыкальная школа, по странной иронии судьбы делящая здание с пенсионным фондом.
Скорее всего, улица Школьная была названа в честь самой первой местной школы, сейчас носящей номер 127 и занимающей здание ещё 1936 года постройки. Как и большинство школ, во время Великой Отечественной войны помещение было отдано под госпиталь, и только в 1950-м школа переехала обратно. Для того времени школа была сверхважным местом, таким же, как почта, больница, родное предприятие. Вокруг таких точек формировалась жизнь, они объединяли и направляли людей.
— Я тут жил ещё в этой, как её — маломерке! — делится местный житель, устроивший себе вечерний пикник на огромном пне. — То есть в коммуналке. Тут раньше только комнаты давали, а теперь квартиры. Посвободнее стало. — Внезапно он переменил тему: — Смотрите, не лазайте в заброшенную учебку, там сторож есть, — и угрожающе поднял палец.
Здание бывшего ПТУ действительно весьма живописно, хотя вызывает желание немедленного исследования, наверное, только у подростков. Обычное серое строение, хоть и весьма внушительных размеров сильно выбивается из общего благостного пейзажа улицы, больше напоминающей парковую аллею — клумбы, деревья с обеих сторон, широкие газоны, заборчики у домов.
Гуляя по Школьной улице, будто путешествуешь во времени. На самом выходе из метро новостройки, напоминающие типичные «спальники», дальше дома постарше, после бараки, те самые, где сейчас квартиры, а в конце и вовсе старинные домики довоенной постройки, в одном из них расположено местное УВД, а напротив пустырь.
— А вон в том доме жил герой! Там и табличка висит! — приятная молодая пара никак не может договориться, кто же был тот заслуженный человек. — Он на ГАЗе работал много лет. — Нет, это вроде ветеран был…
Табличка на доме и правда висит, немного пострадавшая, а внизу две клумбы и что-то вроде ступеньки, видимо, для цветов. «…Герой Советского Союза, проживал здесь с 1991 по 2004 год».
— Тут давали квартиры заслуженным, — внезапно раздается голос из-за спины, после чего худощавая темноволосая женщина удаляется, больше ничего не сказав.
Все местные жители, кажется, знают друг друга и ведут себя как в деревне: болтают через окна соседних домов, выносят столы на лужайку перед домом, даже сооружают шатры, похожие на летние веранды. Два мальчика в домашних тапочках на мопеде едут в магазин, в руке развеваются пакеты. Ощущение, будто настоящую деревню с её завалинками, манерой общаться и недоверием к чужакам забросили в город, причесали и, как по волшебству, превратили в спальный район. А может, так и было?
Источник: http://nn-patriot.ru/?id=474