Впервые проект «День подлинника в школе» был опробован на гимназии Автозаводского района в 2019 году, куда, в рамках Марафона культурных событий, была привезена картина Гейнсборо «Портрет молодого человека». Событие вызвало небывалый ажиотаж и огромное внимание подростков: увидеть произведение ХVIII века в актовом зале школы, а не в музее, — небывалое везение. Школьники делали доклады о картине, принимали участие в рисовании картины с оригинала. Те, чей доклад был наиболее содержательным, поехали в Москву, в Пушкинский музей.
Осенью 2021 года уже девять подлинных произведений живописи 17-18 веков «путешествовали» по девяти школам Нижнего Новгорода. Ученики старших классов готовили исследования и обсуждали среди своих сверстников особенности каждого произведения. Ребята готовились вместе с учителями – культурными лидерами, а директор Арсенала Анна Гор провела для каждой школы отдельную научную консультацию и помогла выбрать самые интересные темы, связанные именно с этой картиной.
На итоговом мероприятии подлинники из коллекции мецената Дмитрия Володина были выставлены в киноконцертном зале Арсенала: зал с кирпичными стенами на время стал как будто каким-то европейским замком. Погрузиться в атмосферу искусства помогли лекция искусствоведа Анатолия Голубовского и клавесинная музыка, которую сыграла и о которой рассказала музыковед, кандидат искусствоведения Ксения Ануфриева.
По словам Анны Гор, «День подлинника» – уникальный проект, ведь к такой форме работы не могут обратиться даже самые крупные художественные музеи мира. Только коллекционер принимает решение и делится своими сокровищами.
«Мы надеялись, что в каждом районе Нижнего Новгорода найдется хотя бы одна школа, которая «впишется» в эту историю, примет на своей территории подлинное произведение живописи, а заинтересованные учащиеся предварительно с ним поработают: исследуют полотно в разных аспектах, которые им подскажет сама картина. В итоге такие школы были найдены – это №82, 67, 12, 55, 53, 18 и 17, а в Нижегородском районе их оказалось даже две: гимназия № 13 и школа № 22, где есть программа углубленного изучения изобразительного искусства. Поэтому в нашем проекте принимали участие не восемь, как мы изначально планировали, а девять нижегородских школ».