Текст ОЛЬГА ПЛАКСУНОВА
Фото АНДРЕЙ АБРАМОВ
Наша газета поздравляет всех работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, чей профессиональный праздник отмечался 2 сентября! Понимая огромную значимость отрасли для нашего региона и страны, мы решили подкрепить слова делом и отправились на Нефтегазовскую улицу, на Бурнаковку.
Улица сохранила уклад тихого рабочего поселка
Сегодня это небольшая, прерывистая улица, состоящая из частных домов и 9–12-этажных высоток. Впрочем, в тихом спальном районе изредка встречаются коммерческо-производственные здания. А когда-то на месте этих кварталов находились заливные луга, болота и смешанные леса.
Территория входила в состав Гордеевской волости Балахнинского уезда. Крестьяне занимались мелким кустарным производством. Отмена крепостного права и появившиеся промышленные предприятия: завод Д. Е. Бенардаки (в будущем «Красное Сормово», 1849 год), нефтеперегонный завод В. И. Рагозина (1873, затем АО «Варя»), фабрика Г. Я. Розенблюма (с 1900 года, теперь завод «Октябрь») – привели к активному заселению района. Началась индустриализация 1920-х годов, и прежние деревеньки превратились в рабочие поселки.
На крыше дома работников завода «Нефтегаз» (ул. Коминтерна, 2) в годы войны стояли зенитки
Топонимический справочник «Улицы Московского района Нижнего Новгорода» автора-составителя Татьяны Кучеровой рассказывает об истории улицы: «Прежнее название – Школьно-Революционная. В состав Кагановичского района из Сормовского в 1936 году была передана уже как Нефтегазовская. В послевоенные годы улица находилась в Сталинском районе, в начале 1970-х годов ее делили между собой Сормовский и Канавинский районы. В справочнике 1983 года указана уже в числе улиц Московского района».
С прекращением работы завода «Нефтегаз», жизнь здесь словно остановилась
Нефтегазовская – от слова «нефть», но не в связи с ее добычей, а из-за расположенных поблизости нефтеперерабатывающих предприятий, в числе которых детище первых пятилеток – завод «Нефтегаз» № 2, впоследствии объединенный с заводом имени 26 Бакинских комиссаров. Заселялась преимущественно работниками этих предприятий.
Здесь жили в основном работники завода «Нефтегаз»
В справке о выпуске оборонной продукции на заводах г. Горького в годы Великой Отечественной войны историка А. М. Горева о наших предприятиях сказано: «Завод имени 26 Бакинских комиссаров специализировался на выработке тонких технических масел, технического вазелина, спецсмазок и топочного мазута. На заводе выпускались также сульфофрезол и эмульсон, которые широко применялись при обработке металлов резанием. Выпускавшийся нефтебитум кроме дорожного строительства в значительных количествах расходовался при выпуске боеприпасов. Государственный союзный нефтегазовый завод № 415 (“Нефтегаз” № 2) был занят производством авиационного бензина, керосина, грубых сортов технических масел, топочного мазута, поставкой сухого газа».
Водяные колонки на улице – примета ушедшей эпохи
Кроме этой улицы в городе есть еще один необычный дом, косвенно связанный с нефтяной отраслью.
Двухэтажные дома были построены в 1957 году
Редкий нижегородец не знает одно из самых красивых зданий Сормова. Монументальный «Дом работников завода “Нефтегаз”» в квартале улиц Коминтерна и 50 лет Победы, на станции Варя, расположился на границе двух районов. Объект культурного наследия построен в стиле постконструктивизма по проекту архитектора Александра Яковлева в 1936–1939 годах. Это первый дом в городе, который был газифицирован. Бело-желтая пятиэтажная сталинка увенчана надстройкой – мезонином с колоннами, благодаря которой ее не спутаешь ни с каким другим.
Трамвайная остановка – центр неторопливой жизни
С именем легендарного архитектора связаны многие знаковые места в городе: «Чернопрудненский небоскреб», студенческое общежитие Волжского университета водного транспорта с кинотеатром «Рекорд» в квартале улиц Алексеевской и Пискунова, стоящее напротив общежитие преподавателей этого же университета на Алексеевской, гостиница в Сормове, первый дом по улице Минина, памятник жертвам 1905 года на площади Свободы и памятник Ленину на площади Баррикад, начинал проектирование Чкаловской лестницы, и не только.
Источник:https://nn-patriot.ru/materials/street-history/ulitsa-nefti-i-gaza