О самых интересных местах, о его прошлом и будущем рассказывают жители Автозавода и его гости.
Вера Ахамер, сотрудник культурно-образовательного центра «Австрийская библиотека» при Высшей школе экономики, педагог:
«Я приехала в Нижний Новгород из Австрии. Город совсем не знала, поэтому мне было интересно исследовать разные районы. В один из дней отправилась на Автозавод, который поразил меня кварталами сталинской архитектуры 1930-х годов. У нас, в Вене, есть похожие улицы, построенные в 20–30-х годах для пролетариата, с отголосками постмодерна и баухауса. Есть даже дом под названием «Карл Маркс»: его длина почти километр, и в нем свои магазины, врачи, детские сады – все в комплексе, как на Автозаводе.
Я много гуляла по Автозаводскому парку культуры и отдыха. Ела шашлык и общалась с местными жителями – кавказцами, вполне дружелюбными. Сравнивать с Веной Автозавод сложно – все-таки у вас нет парков в стиле барокко. Главное отличие, по-моему, в том, что в наших парках спокойно. Нет аттракционов на главной аллее и шумной музыки, зато можно лежать на траве с книжкой, гулять пешком, кататься на велосипеде.
Когда я вернулась к друзьям, в центр Нижнего, они спросили, где я была. Я сказала, что на Автозаводе. «Как? Ты одна туда поехала? Там же опасно!» Вот это меня поразило. Верхняя часть Нижнего Новгорода и заречная – как два разных города. И мосты, мне кажется, их больше разъединяют, чем соединяют, тем более, на них всегда пробки.»
Александр Федин, художник, дизайнер:
«Моя мастерская расположена в здании фабрики-кухни – ее построили в начале 1930-х, чтобы освободить советского человека от быта, готовки. По плану здесь в массовых масштабах должны были готовить самые разные блюда, от котлет до супов, а затем распределять их через сеть столовых. Понятно, что из этой затеи ничего не вышло.
Сейчас тут находятся штук шесть рекламных агентств, три-четыре десятка мебельных производств, в зале бывшей столовой – большой магазин «Шестеренка». Раньше здесь же еще варили квас и разливали его в бочки, потом – в бутыли, а теперь производство вообще прекратилось. Но во дворе осталось «кладбище» старых квасных бочек – их там больше пятидесяти. Я работаю в помещении бывшего овощного склада. Здесь мощные стены, фантастические дубовые двери с запорами – все осталось почти так же, как было, вот только окна мы сами прорубили.»
Екатерина Субботина, дизайнер:
«В Автозаводском районе удобно жить – он очень зеленый, по всем городским конкурсам – самый чистый в плане уборки мусора. К тому же в самом центре, Соцгороде, нет никакой точечной застройки, все осталось так, как было в 1930-е. Больше всего здесь мне нравится серо-бусыгинский квартал. Фактически это один дом в 5–8 этажей, расположенный, как замок, квадратом, в середине – детский сад и деревья. В нем 60 подъездов! На территорию можно попасть через огромные арки в три этажа – такие, что захватывает дух. Раньше они были загорожены решетками, чтобы чужие не заходили.
Дом построили в 1935–1940 годах для начальства. Уже в то время здесь встречались потрясающие квартиры – кухня в 16 квадратных метров, раздельные ванная и туалет, просторный холл. Хотя, например, наша учительница музыки живет в квартире, у которой кухня – 7 квадратных метров, комнаты 16 и 9. Ее отец возглавлял первую автозаводскую ТЭЦ и сам отказался от квартиры большей площади – ему было неудобно перед рабочими. Вот такое было самосознание!
Я очень люблю Петербург, и когда последний раз была там, поняла, за что мне нравится серо-бусыгинский дом. Этот масштаб, арки, лепнина – как отголоски имперского величия».
Лариса Мазманян, пианистка, педагог:
«Квартиру моему отцу, одному из первых выпускников Горьковского строительного института, в серо-бусыгинском доме дал лично тогдашний директор ГАЗа Лоскутов, он жил по соседству. Дом был непростой – сюда селили весь весь цвет Автозавода: ведущих инженеров, конструкторов, рабочих-ударников, деятелей культуры.
С детства я сравнивала свой дом с крепостью: мне казалось, что если опустить решетки в гигантских арках, мы проживем совершенно автономно. На первых этажах располагались магазины, аптека, ателье, библиотеки – детская и взрослая. На территории – садик и ясли, которые сейчас стали Детской школой искусств. Когда-то дом украшали статуи – например, над овощным стояли рабочий и колхозница, потом они начали осыпаться, и их просто убрали.
Напротив нас стоит квартал желто-бусыгинских домов. Там, кстати, и жил знаменитый передовик производства кузнец Бусыгин. В детстве мы бегали туда любоваться на красивейшие витрины магазинов. В одной из них сидел большой мишка, который двигался: брал бутылку молока, подносил ее ко рту и «выпивал», а потом ставил обратно. Смотреть на это зрелище ходил весь Автозавод».
Александр Колесников, поэт:
«Расхожее мнение о моем родном Автозаводе заключается в том, что тут жить нельзя. Точнее, жить можно, но крайне осторожно. Стереотипное представление об обитателях района: в вязаной шапочке набекрень, с кульком семечек, в спортивном костюме, беседу предпочитает вести, сидя на корточках. В рабочем поселке Северный, где я вырос, в общем, все так и есть. Основной контингент на улицах – те, что могут и «мобилу отжать», и «на кортах погутарить». Во многом этому способствует инфраструктурная необустроенность. Парки, детские площадки, скверы, которые я отчасти застал в детстве, заброшены, превратились в помойку.
Впрочем, Северный всегда считался периферией. В центре Автозавода дела обстоят чуть лучше. Тут есть кинотеатр «Мир», доставшийся в наследство от СССР. Один выставочный зал при библиотеке. Парк с фонтанами. В общем, все! Сходить на интересный концерт, литературный вечер, да просто посетить какое-то культурное событие в пределах Автозаводского района невозможно. Более того, в гигантском районе нет ни одного театра! Театральная площадка есть только в ДК ГАЗа, где выступают горе-юмористы из передач Петросяна.
Всё это не говорит о том, что я не испытываю никаких патриотических чувств к Автозаводу. Но воспринимать его иначе как спальный район с течением времени получается всё сложнее. Все мои интересы имеют вектор, направленный вовне».
Виктория Азарова, журналист, экскурсовод по Автозаводскому району:
«Штамп о том, что «житель Автозавода» равняется «житель гетто» (из романа Вадима Демидова «Сержант Пеппер, живы твои сыновья»), не оправдывается. Мои личные знакомства с автозаводчанами последнего времени – филолог-лингвист, сотрудник института старопечатной книги; модельер, ученица москвича Дмитрия Бутырского; доцент НГАСУ, он же – эксперт по развитию городов; нынешний главред радио «Свобода» (учился в автозаводской школе). А еще есть дизайнер Александр Федин с его необычными изделиями, которые покупают где угодно, кроме нашего городка; дизайнер Маля-Марина Печекладова с улицы Строкина; поэтесса Марина Кулакова.
Проблема в том, что все мало-мальски интересное происходит у нас в центре города, в Нижегородском районе, а окраину сознательно «опускают» до уровня деревни. Так быть не должно. Ведь это тоже город. И интересный. Мог бы быть».
Алексей Гордин, кандидат исторических наук, доцент ННГАСУ, автор путеводителя «Коммунальный авангард»:
«Ну что интересного можно увидеть на Автозаводе?» – услышал я на одной из провинциально-богемных «тусовочных презентаций», претендующих на глубокий «интеллектуальный дискурс». Ввязываться в нелепую дискуссию не хотелось, но вопрос – скорее даже утверждение, прозвучавшее из уст знатока-краеведа! – задел.
Я воспринимаю Соцгород Автозавода как уникальный культурный проект, срез эпохи, музей под открытым небом. Здесь можно изучать историю достижений и трагедию сталинской эпохи. Задуматься о новаторских принципах градостроительства, которые применили тогда советские архитекторы, опередив своих коллег во всем мире. Оценить размах и красоту проекта, который из-за начала войны не был полностью воплощен в жизнь. Наконец, проследить за эволюцией интереснейших архитектурных стилей – от утилитарного и лаконичного конструктивизма до сталинского классицизма.
Концепция Соцгорода повлияла на развитие всей мировой урбанистики! В жилых комплексах, имеющих сложную инфраструктуру (спортивные залы, рестораны, магазины, детские учреждения и т. д.), легко узнать, убрав идеологическую завесу, автозаводские дома-коммуны, которые начали строить на пашне деревни Монастырки в далеком 1930 году».
Андрей Амиров, социолог:
«Интерес к старым районам Автозавода проснулся после прошлогодней выставки в Арсенале «Коммунальный авангард». Сейчас по Соцгороду даже стали водить экскурсии. Действительно, стоит отправиться туда, чтобы почувствовать дух города-утопии, строившегося в 1930-х годах.
Выйдите на станции метро «Парк культуры» и погуляйте по кварталам. Обязательно посмотрите дома в строгом конструктивистском стиле и жилые комбинаты по проспектам Молодежному и Ильича – настоящие коммунистические «ласточки будущего» с комнатами-кабинами; кухней, туалетом и душем в конце коридора; клубом-столовой для еды, зарядок, собраний и кинопоказов. Неподалеку, на пр. Молодежном, 32, находится знаменитый Радиусный дом в семь этажей – в те времена одна из трех высоток города. Инженеры и рабочие Автозавода жили здесь по соседству с Автозаводским отделом НКВД – очень символично. В киноконцертный зал, ныне кинотеатр «Мир», приезжал оркестр Леонида Утесова и другие знаменитости. Многие рабочие, выходцы из деревень, испытали тут культурный шок, впервые в жизни увидев паркетные полы, откидные кресла из дуба, сияющие люстры. Дальше, по проспекту Ленина, находится известная и поныне гостиница «Волна» с рестораном, с 1936 года считавшаяся оплотом буржуазного образа жизни. Одно из красивейших зданий эпохи индустриализации находится в стороне, на улице Дьяконова – это станция «Счастливая» детской железной дороги, теперь – автозаводский Дворец бракосочетаний».
Ольга Волкова, пресс-атташе радиохолдинга:
«Музей истории ОАО «ГАЗ», открытый еще в 1965 году, если я не ошибаюсь, является единственным музеем Автозавода. Музей расположен на двух этажах Учебного центра ОАО «ГАЗ» на станции метро «Комсомольская». Попасть в него не так-то просто: по предварительному звонку, в будни и в рабочее время. Здесь собраны модели всех машин, которые с 1920-х годов выпускал завод, а главное – десятки реальных старых автомобилей, прекрасно отреставрированных и в рабочем состоянии! Есть там ГАЗ-А, копия автомобиля Форда, лицензия на производство которого была куплена советским правительством в 1929 году. «Эмка» конца 1930-х годов – буква М возникла в названии оттого, что завод стал носить имя Молотова. Многочисленные «ЗиМы», «Победы», «Волги» с фигуркой оленя на капоте, «Чайки». Даже танк, который разработали в начале войны на ГАЗе. В общем, любой зарубежный коллекционер автомобильных раритетов, зайдя в этот музей, просто заплачет от зависти. Кстати, в прошлом году Автозавод, а в этом году ГАЗ отмечают свое 80-летие. И очень жаль, что наш район, возникший как город будущего, вокруг автомобильного гиганта, на глазах превращается в обычный спальный район. Жить здесь, может быть, и комфортно. Делать – нечего».
Дмитрий Степанов, визуальный практик:
«Мой Автозавод – район без повода и цели, место для неторопливой созерцательной прогулки (культурно-полезной!). На одной из улиц, за стадионом «Старт», – необычный дом, вписывающийся в визуальный контекст, красивая сталинка. Особенность дома – количество этажей: с фасада дома – четыре, со двора –семь. Построен, по словам одного из жильцов, пленными немцами после войны. Большие квартиры и маленькие бытовки расположены в шахматном порядке. В подъездах – очень низкие лестничные пролеты. Самое красивое снаружи: симметричный узор окон на желтой стене – то, что и нужно увидеть. Таков Автозавод, похожий на город, оставленный иной цивилизацией, заселенный теперь будто бы совсем другим народом».
Источник: http://seledkagazeta.ru/news/33/17/avtozavod-mezhdu-getto-i-utopiej