Текст и фотографии Ольга Орельская
Советский период
В советский период, в первые послереволюционные десятилетия на ул. Коминтерна в духе советского ретроспективизма 1920-х годов были построены два жилых дома на ул. Коминтерна,179 и 181 (арх. С.М. Иванов, 1927 г.), где функция определяла объемное построение капитальных зданий, а традиционные вертикали белых лопаток были отражением упрощенного классицизма.
Архитектура дополняется белыми наличниками — рамками окон на фоне красных кирпичных стен. П-образный в плане 4-этажный секционный дом имеет выступающие граненые объемы лестниц в сторону городской магистрали и многогранные объемы, обращенные в сторону двора, в которых были заключены кухни и подсобные помещения. На лестничной площадке на каждом этаже располагаются две двухкомнатные квартиры. Это был один из первых шагов на пути формирования секционных жилых домов для рабочих.
К десятой годовщине социалистической революции в 1927 году в Нижнем Новгороде, в небольшом сквере на пересечении улиц Коминтерна и Баррикад был установлен памятник В.И. Ленину по проекту архитектора А.А. Яковлева (ст.) и скульптора В.В. Козлова. Фигура вождя является копией памятника, установленного в Ленинграде в 1923 году перед Смольным институтом (арх. В. Щуко, В. Гельфрейх, ск. В. Козлов).
В Нижнем Новгороде памятник находится напротив » Школы баррикад», у стен которой в 1905 году возводились баррикады революционно настроенными рабочими, выступавшими против самодержавия. Поэтому камерный монумент символизирует баррикады, на которых стоит вождь революции. Постамент в виде ступенчато расположенных плит окружает центральный параллелепипед, создавая динамичную, асимметричную композицию. На постаменте имеется барельеф с изображением герба СССР. Скульптура Ленина отлита из бронзы. На памятнике начертаны его слова: «1905 год – это генеральная репетиция».
В 1930 году в Сормовев районе Дворца культуры и парка культуры и отдыха на улице Энгельса был отведен участок для постройки жилищной коммуны. Трест Нижкомстрой заключил соглашение на составление проекта квартала-коммуны с архитектором А.А. Яковлевым, который и запроектировал коллективный жилой дом экспериментального типа – дом-коммуну.
Проект был разработан на основании существующих норм Стройкома РСФСР и программ для домов-коммун «переходного типа». Он состоял из семи корпусов: пяти жилых, одного культурно-общественного и одного детского. Все они сообщались между собой крытыми галереями на уровне второго этажа. В корпусе для одиночек располагались однокомнатные квартиры, для малосемейных – двухкомнатные, для многосемейных – четырехкомнатные. Индивидуальные квартиры проектировались здесь наряду с помещениями общего пользования.
Строительство сормовского дома-квартала началось, но проект не был осуществлен до конца ввиду изменившейся программы строительства (в 1931 г. вышло постановление «О работе по перестройке быта» и строительство домов-коммун было прекращено). В течение 1931 года строительные работы были приостановлены, этот год был использован на детальную переработку проекта.
По первоначальному проекту был построен лишь жилой корпус с четырехкомнатными квартирами в трех уровнях. Корпус для малосемейных в 1932 году был перепроектирован автором в обычный секционный дом с индивидуальными трех- и четырехкомнатными квартирами и завершен строительством в 1933 году. Остальные корпуса не были возведены.
Среди общественных зданий этого времени известен Сормовский Дворец культуры. Он был построен двумя годами позднее канавинского (в 1930 г.) по проекту того же авторского коллектива (арх. С.А.Новиков, Е.М.Мичурин, А.Н.Полтанов, В.А.Чистов). Сормовский Дворец обладал более свободной, асимметрично развитой в пространстве композицией. Главный вход запроектирован с угла, что определялось расположением здания на площади перед парком культуры и отдыха. Акцентами здесь служили три выступающих объема: центральный — входной, концертно-зрелищный и клубный.
В архитектуре еще прослеживаются элементы упрощенной классики в виде портика с колоннами, нарочитая симметрия отдельных частей здания, а также мотивы модерна в решенииоконных проемов. В то же время в композиции преобладает функциональное начало. В первых конкурсных программах на проектирование клубов и Дворцов культуры архитекторам предлагалось создать все условия для бодрого и жизнерадостного настроения, расширения общественно-политического кругозора, приобретения новых знаний, т.е. не подсказывался характер образной выразительности или конкретной стилистики.
После 1932 года в стране наблюдался переход от конструктивизма к так называемому «обогащенному » конструктивизму. В постконструктивизме была возведена гостиница «Центральная» (затем «Сормовская») в Сормове на пересечении ул. Коминтерна,117 и ул. Щербакова (арх. А.А. Яковлев, 1934–1936 гг.).
Гостиница расположена в важном градостроительном узле – на пересечении улиц Коминтерна и Щербакова. Это четырехэтажное здание, угловая часть которого решается как узкий, на три световые оси фасад, расположенный под углом к корпусам, идущим по красным линиям пересекающихся улиц. Этот угловой фасад имеет надстройку в виде бельведера с шестью арочными проемами по главному фасаду, что позволяет в градостроительном отношении подчеркнуть значимость этого здания, представляющего собой на данном участке своего рода акцент.
Здание в плане асимметрично, крыло, идущее вдоль улицы Коминтерна, длиннее крыла по улице Щербакова. Левое крыло имеет два выступающих из плоскости уличного фасада ризалита: один на шесть световых осей, другой – на две световые оси. Правое крыло имеет один ризалит на шесть световых осей. Вход в гостиницу осуществляется с трехосного углового фасада. Он заглублен и подчеркнут четырьмя колоннами квадратного сечения. Над входом расположен балкон, по длине равный ширине углового фасада. По обе стороны от входной части имеются угловые балконы, которые выступают на величину выступа ризалитов из фасадной плоскости. Дом имеет карниз, дополненный кронштейнами без лепного декора. Окна украшены рамными наличниками. Над окнами второго этажа – прямые сандрики. Горизонтальные пояски проходят по всем фасадам под окнами второго, третьего и четвертого этажей. Все фасадные плоскости оформлены крупным рустом, напоминающим каменную кладку. Фасады выполнены терразитовой штукатуркой цвета светло-серого бетона (наследие конструктивизма). Ныне здание сменило свою функцию на торговую.
К постройкам советского времени относится квартал жилых домов завода Нефтегаз на Сормовском шоссе (угол ул. Коминтерна,2 и ул. 50 лет Победы), построенный в 1935-1937 гг. арх. А.А.Яковлевым (ст.). Угловой дом в этом квартале играет важную градостроительную роль на пересечении городских магистралей. Угловое решение здания подчеркивается крупным шестиэтажным ризалитом, который расчленен шестью полуколоннами и увенчан бельведером, прямоугольным в плане и имеющим по периметру колоннаду. Крупный рисунок деталей: обрамление окон профилированными рамами, наличие балконов с ограждением в виде классических балясин характерен для этого дома. В целом архитектурное убранство носит сдержанный характер, здесь отсутствует пышный декор последующего периода.
В конце 1930-х годов в архитектуре г.Горького намечается поворот к освоению классического наследия. На ул. Коминтерна,168 ярким примером является пятиэтажный секционный дом по проекту арх. И.Ф.Неймана (так называемый Дом стахановцев,1937-1939гг.)Это репрезентативное монументальное здание, где угловые лоджии дополнены колоннами ионического ордера, а четвертый и пятый этажи дома в простенках между окнами украшены ионическими пилястрами. Здание венчает профилированный карниз и высокий парапет.
Послевоенное десятилетие в советской архитектуре было отмечено обращением к традиционным архитектурным ценностям, которые ассоциируются с гармонией, целостностью, парадностью и красотой архитектурных форм, воплощением идеологии победившей страны. Здания по индивидуальным проектам в 1940-е- 1950-е годы строились во всех районах города, в том числе и в Сормовском районе. Они были призваны оформлять своими фасадами парадный облик проспектов и площадей. Ныне это архитектурное наследие, относящиеся к так называемому «стилю Победы», а точнее к советскому неоклассицизму послевоенных лет, который продолжил стилистические поиски архитекторов предвоенных 1930-х годов. Этот стиль в архитектуре называют советским неоклассицизмом или советским ампиром. Так как на фасадах использовались формы античности и характерные декоративные детали, которые придавали внешнему облику зданий парадность и декоративность.
В эти годы горьковский архитектор Ю.Н.Бубнов использовал в своем творчестве прием, который впервые был применен столичным академиком И.В. Жолтовским в известных жилых домах в Москве на Б. Калужской ул. и Смоленской пл., где главные фасады, обращенные на магистрали, имеют ряд из «декоративных пятен» — обрамлений окон двух этажей лепными декоративными элементами, членение горизонтальными поясами и мощные карнизы. Творчество академика архитектуры Жолтовского внимательно изучалась нижегородскими зодчими. При этом горьковские архитекторы не стремились к точному копированию и воспроизведению исторических форм и деталей прошлого, они достаточно свободно интерпретировали пластические средства художественной выразительности, придавая каждому зданию свою индивидуальность. Так, среди жилых домов Нижнего Новгорода, построенных по аналогичной схеме можно выделить пятиэтажный секционный жилой дом на ул. Культуры, 2 (арх. Ю.Н.Бубнов, 1954 г.).
Дом имеет П-образную конфигурацию в плане и фланкирует жилой квартал. Особенностью его архитектурного решения является фиксация углов главного фасада, обращенного в сторону ул. Коминтерна, четырьмя парами каннелированных пилястр высотой в три верхних этажа. Нижние рустованные два этажа, воспринимаются как пьедестал для них. Плоскость фасада между ними равномерно членится четырьмя декоративными «пятнами».В декоративном обрамлении окон участвуют детали: щит и два «рога изобилия», наполненных фруктами и цветами, являющимися символами и знаками благополучия и счастливой послевоенной жизни. Над капителями пилястр с авторским рисунком на тему коринфского ордера расположены по два венка Славы, перевитые лентами, по сторонам которых находятся факелы, что позволяет отнести архитектуру к стилю советского ампира. По оси симметрии главного фасада имеется проездная арка с декоративным обрамлением.
Здание машиностроительного техникума (арх. Л.Б. Рождественская, 1952 г.) на пл. Буревестника выполнено в достаточно строгом классицистическом стиле послевоенных лет. Благодаря крупным вертикальным членениям в виде лопаток, центральному портику с гранеными колоннами, расположенными в нише центрального ризалита, оно выглядит достаточно монументально несмотря на небольшую этажность (три этажа).
Следующий период советского модернизма, а именно технологизма начала 1960-х годов, оставил в Сормовском районе в наследство первые микрорайоны из типовых секционных железобетонных панельных домов. Но и в этот период интересным примером считается застройка Юбилейного бульвара (арх. Б.С.Нелюбин,1961-1967гг.), где пространственная композиция строится из чередования пар девятиэтажных односекционных и из пятиэтажных протяженных домов, подчеркивающих полукруглый изгиб обводного канала парка культуры и отдыха. Этот пример вошел в учебники по градостроительству того времени.
Из общественных зданий эпохи позднего советского модернизма можно назвать кинотеатр «Сормовский»(арх. С.Ф. Хвиль, 1982 г.) на ул.Коминтерна, 105, реконструированный в 2003 г.
Облик района менялся в 1970-е -1980-е годы в связи со строительством микрорайонов, жилые дома которых с каждым годом повышали свою этажность и протяженность, улучшая жилищные условия горожан.