«Свой район» — образ жизни

В декабре 2019 года в библиотеке «Центр деловой и правовой информации» на проспекте Кирова,6 прошла выставка «Свой район», посвященная истории Соцгорода. Организатором выставки выступил проект «Городские экспедиции» (куратор Ира Маслова). Поводом к созданию картин стали исследовательские прогулки и поиск ответов на вопрос «Какое место Соцгород занимает в нашем сознании сегодня?».

Художницы Соня Любимова и Жанна Щепетова создали серию работ, каждая из которых раскрывает один из феноменов городского пространства. В сюжетах картин отображается не только социалистическая утопия раннего СССР, но и поздний советский и постсоветский городской дух.

— Мои воспоминания о детстве всегда жёлтого цвета. Плохое, хорошее – всё желтоватое и оттого более тёплое и дорогое. «Сталинский солнечный» — так можно назвать цвет архитектуры 1930–50 годов. Многие «сталинки» зачастую если не жёлтого, то какого-нибудь тёплого оттенка. Было ли это сделано специально для того, чтобы дома казались уютнее, теплее, роднее? И кому они могли показаться чужими?

Жанна Щепетова «Жёлтые воспоминания», 2019

— Я знаю нескольких пожилых человек, которые припоминали, что у скульптуры на пруду в парке было весло. А моя мама, у которой точно всё в порядке с памятью, утверждает, что было полотенце. Никто не помнит, что было на самом деле. Поделитесь воспоминаниями о Соцегороде, что помните Вы — книга на столике не только для отзывов, но и для воспоминаний.

Здание Автозаводского ЗАГСа изначально было построено для Детской железной дороги, это была конечная станция. ДЖД — чисто советское изобретение, можно сказать, роскошная игра для пионеров. Станции превосходили по пышности даже Дома культуры своего времени. Для чего был нужен такой размах? ЗАГС и отправляющийся поезд — красивая метафора. Из этого здания последний поезд уже ушёл, детская игра закончилась.

Жанна Щепетова «ЗАГС и уходящий поезд», 2019

Радиусный дом — один из двух объектов Соцгорода (наравне с «Серым Бусыгинским»), подаренных району знаменитыми московскими архитекторами. Оба 1937 года постройки…

В начале 30-х Соцгород строили иностранцы, а с середины 30-х контакты с ними были разорваны и к стройке века привлечены советские мастера, причём, самые именитые — Голосов и мастерская Весниных. Они строили под надзором НКВД, но придерживались запрещённых принципов школы начала 30-х…

Соня Любимова «Небо над Соцгородом», 2019

Даже когда Автозавод ругали за криминальность, добавляли — «зато здесь зелено». Города-утопии нет, но зелёные проспекты и бульвары — реальны. Любопытно сравнить Автозаводские районы Горького и Тольятти: вокруг младшего брата ГАЗа тоже широкие озеленённые улицы, но они шире, и из-за этого они становятся более пригодны для автолюбителей, чем для любителей погонять голубей.

Соня Любимова «Бульварный трамвай», 2019
Жана Щепетова «Бульварные голуби», 2019

Примерно треть инфраструктуры Соцгорода 30-х обслуживала такую человеческую потребность, как отдых (по крайней мере, если посчитать площадь городских функций). Большому заводу — большой парк. Замысел — имперский, с воротами около Дворца и «анфиладой» из фонтанов.

…На «День рыбака» в фонтаны запускали рыбу, и её можно было ловить.

Соня Любимова «День рыбака», 2019

Отдых и культурное просвещение — время поцелуев. Где же ещё назначить встречу, как не у кинотеатра! А на закате можно (было) прогуляться по парку и поймать вечерние краски неба в раму из деревьев на центральной аллее.

Жана Щепетова, «Вечер в Автозаводском парке», 2019
Соня Любимова «Забегаловка», 2019

Двор — основа любого города, если воспринимать город с расстояния не дальше собственного подъезда (что, в общем-то, честно). Тут, в Соцгороде, есть дворы трёх типов — «строчек», «сталинок» и «хрущёвок». В «строчках» — только газоны, бельевые верёвки и пустота. В «сталинках» — личное пространство и уют. В «хрущёвках» — дети со всех девяти этажей, дворовая свора. Посмотрите, в каком дворе живёте Вы?

От замысла города-коммуны кое-где до сих пор остались коммуналки — общежития и дома коридорного типа. Пока для одних это — способ жизни, для других это уже становится исторической редкостью.

Соня Любимова «Коридорный дом», 2019

Обойдите этот текст слева — увидите город для элиты. Обойдите справа — увидите город-коммуну. Можете ли вы отойти от текста и выбрать, какой город Вам нужен?

Соня Любимова «Баня города-утопии в наши дни», 2019

Логичная черта нецентрального района — близость к загородной природе. Говорят, что раз в Соцгород приезжали из деревень, то здесь у жителей любовь к природе сильнее, чем в центре («в городе»). Говорят, что автозаводцы менее религиозны, чем жители других районов, ведь единственная церковь здесь была далеко за лесом, за Стригинским бором…

А что ещё говорят? Поделитесь наблюдениями!

— Скажи мне, ты помнишь эти скульптуры у входа в парк, или они мне причудились? — Слушай, ты мне сейчас открыла такую прореху в памяти — ведь точно, были такие, и это же моя «травма детства»! Под Новый год в конце 90-х Автозаводском парке появлялись гигантские двигающиеся скульптуры. И это было событие поважнее салюта — сходить посмотреть, как зажигались глаза Кощея и открывался сундук с золотом.

Жанна Щепетова «Зимняя сказка в парке»

СПРАВКА:

Автозаводский Соцгород — социалистический город Горьковского автозавода, уникальный историко-культурный объект мирового значения, один из крупнейших урбанистических проектов периода советской индустриализации.

Рабочий город автозавода изначально рассматривался в качестве экспериментальной площадки по созданию социалистической модели организации общества. Столь масштабный проект осуществлялся впервые в мировой практике. Социалистический город должен был полностью удовлетворять материальные и духовные потребности человека.

Согласно проекту, новый город намечался в составе 12 прямоугольных кварталов, в каждом из которых должно было проживать 6 000 человек. Квартал состоял из 30 домов, расположенных в две линии. В нем размещалось 20 домов с индивидуальными квартирами и 10 домов, объединенных в два жилых комбината с клубами-столовыми. На центральной площади Соцгорода, предназначенной для проведения парадов и других торжественных мероприятий, размещался Дворец культуры. С ней соединялся парк, занимавший значительную территорию в центральной части района. Еще одна зеленая зона организовывалась на юге – вдоль реки Оки. В «школьной линии» размещались детские образовательные учреждения. Между первой группой кварталов и заводом были расположены основные коммунальные и пищевые предприятия. Автозаводский селитебный район стал организовываться в 1930-1931 годах.

16 мая 1930 года началось официальное строительство Соцгорода Автозавода по проекту «МВТУ-Остин». В этот день был заложен один из корпусов первого дома-коммуны (сейчас это дом № 2 по проспекту Молодежному). В 1930-1931 годах на проспектах Жданова и Молотова (ныне проспектах Молодежном и Ильича) были построены три линии кирпичных четырехэтажных домов, каждая из которых состояла из 15 зданий. Позднее была введена в эксплуатацию четвертая линия – по проспекту Кирова. Однако объемы возводимого каменного жилья не отвечали потребностям района. Жизнь вносила свои коррективы в концепцию Соцгорода.

В 1930-1931 годах возникли первые барачные поселки: Восточный, Адмцентр, Гаваньский, Западный, Старосеверный. Они застраивались без определенного плана. Бараки в основном были «общего» типа – в одной большой комнате проживало несколько десятков человек. В 1930 году на Автозаводе был построен элитный Американский (Приокский) поселок, предназначенный для иностранных специалистов. На его территории располагались комфортабельные коттеджи, клуб, столовая и др. В 1931 году ускоренными темпами возводились щитковые и каркасные дома. Так, на карте района появился Щитковый поселок, в котором были построены баня и театр.

В середине 1930-х годов 80-ти тысячное население района проживало в «постоянном» (капитальном) фонде (Соцгород, Американский поселок, щитки), размещалось во временных поселках (Восточный, Адмцентр, Западный, Ново-западный, Гавань,поселок Водозабор, Северный, Ново-северный, поселок РЖСКТ и Гужобоза) и деревнях (Монастырка, Малышево, Карповка, Гнилицы, Стригино).

Вторая половина 1930-х годов ознаменовалось новым этапом в развитии архитектуры Автозавода. В этот период каждое здание района приобрело свой «авторский почерк», архитектурные композиции отличались монументальным характером и помпезностью.

В Соцгороде были построены киноконцертный зал и универмаг, окончательно оформившие центральную часть района, квартал № 8, квартал № 4. Подлинным шедевром автозаводской архитектуры конца 1930-х годов стало здание станции «Счастливая» детской железной дороги. Во второй половине 1930-х годов быстрыми темпами развивалась инфраструктура Автозавода.

В годы первых пятилеток Автозавод стал одной из самых масштабных в стране экспериментальных площадок по созданию новой концепции города.  В развитии архитектурного ландшафта Соцгорода автозавода 1930-х годов нашли отражение наиболее новаторские подходы и идеи, которые разрабатывались ведущими советскими архитекторами. В 1993 году Соцгород автозавода был объявлен исторической территорией. (А.Гордин «Коммунальный авангард. Каталог-путеводитель по Соцгородам Автозавода и Уралмаша в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге»)