СОСТАВИТЕЛЬ: Андрей Амиров
ФОТОГРАФИИ: opentextnn.ru, Валерий Шибанов
Бусыгинские дома, квартал радиусного дома и Автозаводский парк…
Легче всего добраться в самый чистый район с самой интересной архитектурой от центра города со станции «Горьковской» до конечной «Парк культуры». В пути около получаса. Там вы сразу окажетесь на главной площади района, которая носит имя Ивана Ивановича Киселева, одного из руководителей ГАЗа.
Автозавод – продукт своего времени: эпохи авангарда в искусстве и титанических масштабов индустриализации первых пятилеток (поэтому прогулка займет здесь не менее часа). Для того чтобы прочувствовать Автозавод, необходимо гулять по нему пешком, желательно по траектории сложной геометрической фигуры, а также настроиться на определенный ритм досуга советского человека: купите мороженое в ларьке, пройдитесь по парку, посидите на лавочке на бульваре, поглазейте на кошек во дворах или на спортсменов на стадионе, можете зайти в публичные библиотеки, где проходят выставки местных художников, или поиграть в шахматы в клубе ветеранов. Автозавод – очень атмосферное место; в общем-то, особый дух – его главная достопримечательность.
A. УЛ. СМИРНОВА, 14 А
Сразу у входа в метро – кинотеатр «Мир» 1937 года постройки, украшенный скульптурами рабочих. Архитектор Гринберг, выигравший конкурс, предложил построить крупнейший в стране досуговый комплекс, состоящий из трех зданий: театра на 1200 мест, клуба со спортивными залами и собственно киноконцертного зала. Из-за войны грандиозную задумку не удалось реализовать, позже по типовому проекту в 1961 году был построен ДК ГАЗа.
B. ПЛ. КИСЕЛЕВА
Центральная площадь Автозавода появилась в результате сочетания сразу нескольких урбанистических, планировочных экспериментов. Это не классическое замкнутое, строго организованное пространство (которое обычно ассоциируется с площадями), а пучок линий, парабол, спиралей, углов и радиусов. На площади Киселева сразу несколько интересных объектов.
C. ПР. ОКТЯБРЯ, 2 А
Автозаводский универмаг 1937 года постройки, спроектированный архитектором Наппельбаумом. Здание, по форме напоминающее параболу, разводит в стороны два проспекта: Ленина и Октября. Внутри сохранилась остекленная парадная лестница, залитая солнцем. Сразу становится понятен приоритет: не товары на витрине, а советские граждане.
D. УЛ. ПРЫГУНОВА, 2
За кинотеатром начинается Автозаводский парк. В 1944–1945 годах силами заводчан были сооружены чугунная ограда, фонтан и деревянные ворота – уникальный памятник эпохи, практически триумфальная арка, выполненная в несколько наивном классическом стиле.
E. ПР. МОЛОДЕЖНЫЙ, 32
Пройдя через центральную аллею парка, выходим на Молодежный проспект. Перед нами одна из главных достопримечательностей района – квартал радиусного дома. Есть легенда, рассказывающая о том, что популярность таких домов в 30-е, – а подобный дом есть еще, например, в Санкт-Петербурге, – связана символическим изображением союза всех трудящихся, а широкий радиус здания символизирует линию, огибающую планету. Помимо романтической идеи, такая форма способствует максимально естественному освещению квартир, ведь здание выгнуто не только парадным фасадом, но и стороной, выходящей во двор. Пересекаем его по диагонали.
F. ПР. ОКТЯБРЯ
Выходим на проспект Ильича и через строчную застройку достигаем проспекта Октября. Строчным такой тип строительства называют потому, что дома расположены торцами к проезжей части улицы через равные промежутки, «пятками», то есть по домов, словно стежки или строчки нитей на ткани. Таким способом решалась задача повышения плотности зданий и одновременно максимального обеспечения их солнечным светом и свежим воздухом. Заросшая зеленью, такая архитектура представляет авангардное, совершенно новое понимание пространства без классических улиц с витринами магазинов, тесными переулками и оживленными перекрестками. Скорее парк или даже лес с тропинками и дорожками, полной свободой передвижения, под любым углом в любых направлениях.
G. ПР. ОКТЯБРЯ, 2
На пересечении проспектов Октября и Ильича справа увидим городскую баню и пожарную часть — характерные части социальной инфраструктуры застройки начала 30-х годов. Наряду с солнцем и воздухом гигиена и безопасность стали важнейшими атрибутами новых советских городов.
H. ПР. ОКТЯБРЯ, 13
Идем налево в сторону проспекта Кирова, после пересечения с которым с левой стороны увидим желтые бусыгинские дома. Они названы в честь автозаводского кузнеца-стахановца Александра Бусыгина. Квартиры в этих домах предназначались в том числе и для передовиков производства. Архитектура и декор жилых домов этого квартала характерны для второй половины 30-х.
I. ПР. ОКТЯБРЯ, УЛ. КОМСОМОЛЬСКАЯ, ПЕР. МОТОРНЫЙ, УЛ. ЛОСКУТОВА
Уникальное здание на пересечении улицы Комсомольской и проспекта Октября – серый бусыгинский дом-квартал 1936–1938 годов. Циклопический 450-квартирный дом-монумент с девятиэтажными триумфальными арками. Самым правильным было бы решение зайти с торца здания со стороны улицы Комсомольской и прошагать сквозь все его арки. Обратите внимание на необычные капители колонн на фасаде: сперва они напоминают египетский или какой-то обобщенный восточный ордер, но, если присмотреться, в то же время похожи на детали некоего супермеханизма. Здесь же, на первом этаже, располагается клуб ветеранов завода с оригинальными бильярдными столами — говорят, 30-х годов.
J. УЛ. ДЬЯКОНОВА, 1 В
Ну и наконец, не поленитесь дойти сквозь хаос автомобильных и железнодорожных развязок до Автозаводского дворца бракосочетаний, или станции «Счастливая» детской железной дороги. Это жемчужина Автозаводского района да и всей довоенной застройки Нижнего Новгорода. Станция оправдывает свое название, излучает оптимизм и воплощает в себе детскую непосредственность. То ли сундук, обитый декоративной жестью, то ли шелковый пуфик, то ли торт на грани китча. Этим напоминает венский сецессион (со слов коренных австрийцев). Изначально это была конечная станция детской железной дороги, начинавшейся со стации «Родина» почти у Московского вокзала, а с 1970-х годов это место, где заключаются счастливые союзы.
Источник: VILLAGE+ НИЖНИЙ НОВГОРОД, 19 ИЮНЯ 2018