Давид Гирландайо. Портрет женщины (из собрания Берлинской картинной галереи Старых мастеров, находится в открытом доступе)
Обратите внимание, почти все женские портреты, представленные на выставке, похожи: их героини изображены в профиль.
Это не просто так: от женских портретов того времени требовали не сходства, а соответствия с идеалом красоты, выработанном в аристократической среде. Утончённость и изящество — вот важные черты женщины, а не ее индивидуальность. Именно профиль способен подчеркнуть особенные линии лица.
Профильная композиция удерживается в женском портрете очень долго. Ранние женские портреты, как и мужские, были памятными, но вряд ли предназначались для фамильных галерей. Скорее портреты выполняли роль фотографий: их могли заказывать по случаю свадебных празднеств — то есть это были изображения невест или новобрачных.
С другой стороны, изображение человека в профиль делает портрет плоским. Чтобы придать фигуре человека больший объем, художники Возрождения помещают своих героинь в окружение бытового пространства. Таким образом различные детали интерьера создают наполненное пространство и человек не кажется условным.
Автор этого портрета — Давид Гирландайо — происходил из семьи итальянских художников и мастеров фигурной мозаики, живших и работавших во Флоренции в 15–16 веках.
По мнению Дж.Вазари — автора знаменитых «Жизнеописаний», одного из основоположников современного искусствоведения — отец семейства Гирландайо, Томмазо Бигорди (1424-?), был ювелиром и стал первым делать ювелирные украшения-гирлянды, что и породило прозвище. Согласно другим источникам, Томмазо успел побывать кожевником, торговал шелком и венками (последнее занятие, возможно, и породило прозвище).
Давид – младший брат знаменитого Доменико Гирландайо – самого сильного живописца в этом роду. У кого учился Давид — неизвестно, впрочем, то же можно сказать и про Доменико. Давид определенно испытал сильное влияние манеры знаменитого брата, которому неоднократно помогал в работе. Например, они вместе расписывали Сикстинскую капеллу.