МУЗЕЙ СОЦГОРОДА. НАЧАЛО

«Современная архитектура стремится

всячески отстаивать право нового человека,

неутомимым гением и точным знанием

завоевывающего землю, недра и воздух,

 организовывать с тем же здравым смыслом,

с той же чёткой уверенностью

 свои вещи, жилища и города»

журнал «Современная архитектура», №1,1926

19 декабря 2023 года в автозаводском Доме ветеранов открылась выставка «Музей Соцгорода. Начало», организованная при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина в рамках гранта «Культурный район». Выставка «Музей Соцгорода. Начало» – символический первый камень будущего Музея Соцгорода, нового учреждения культуры, который призван осмыслить историю и быт социалистического города, стать площадкой диалога исследователей и жителей, а главное – фактором ревитализации исторического района Нижнего Новгорода. Музей планируется открыть к столетию начала строительства. Наиболее подходящим для этой цели кажется сохранившее исторические планировки  здание бывшего общежития в ряду строчной застройки на проспекте Ильича.   Соцгород автозавода – уникальное явление в истории отечественного и мирового градостроительства. Это отголосок Великой утопии начала XX века, когда архитекторы, с одной стороны, и идеологи социализма, с другой, небезосновательно полагали, что преобразование общества, создание нового человека невозможно без изменения среды обитания. Что именно архитектура — тот инструмент, который позволит улучшить качество жизни рабочего. А строительство новых городов – квинтэссенция этого процесса. Широкие бульвары, асфальтированная дорога, новые дома и зеленые дворы между ними, бани, магазины, клубы, фабрики-кухни, школы, детские сады, ясли, полклиники и профилактории в шаговой доступности, а то и вовсе на первом этаже дома или на крыше: многому из того, что сегодня кажется обычным, обязаны именно эпохе авангарда.

В 1929 году Автостроем был организован Всесоюзный конкурс на проект планировки будущего города численностью 50 тысяч жителей (в середине 1930-х годов проектная численность была увеличена до 250-300 тысяч). В нем приняли участие зодчие Московского архитектурного общества (МАО), Объединение современных архитекторов (ОСА), Объединение архитекторов-урбанистов, мастерские архфаков ВХУТЕИНа и МВТУ, немецкий архитектор-градостроитель Эрнст Май, работавший в то время в СССР, и компания Алана Остина, проектировавшая автомобильный завод. Участие крупнейших мастеров сделало этот конкурс и самым представительным в истории Нижнего Новгорода, и важным этапом в дискуссиях о соцгороде. После конкурса разработка окончательной планировки была поручена архитектору А.Э. Зильберту, принимавшему участие в проектировании московского автозавода и ставшим в последствии крупным теоретиком промышленной архитектуры. План соцгорода Зильберта основан на компиляции из конкурсных предложений: дом-коммуна из проекта Г.Т. Крутикова, В.С. Попова, В.А. Лаврова, строчная застройка – Э. Мая, полукруглое завершение – бюро Остин, трехлучевая композиция – студентов МВТУ под руководством А.Г. Мордвинова.

На выставке представлена небольшая часть коллекции по архитектуре Соцгорода из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. 29 изображений, представленных в экспозиции, призваны не столько показать все значимые сооружения, сколько настроить оптику зрителя на раннюю архитектуру района, передать атмосферу строительства нового города. Особенность городской среды заключается еще в том, что, несмотря на единоначалие строительства, здесь представлен широкий срез различных подходов: дом-коммуна, строчная застройка, сменившая ее концепция кварталов. Несмотря на ряд утрат, сохранились красные линии домов, уличная схема с бульварами, ключевые общественные и социальные объекты: школы, детские сады, поликлиника, кинотеатр, универмаг. В 1930-е годы в проектировании зданий соцгорода принимали участие крупнейшие зодчие: А.А. Веснин, И.А. Голосов, А.З. Гринберг, Л.М. Наппельбаум.

Эта выставка — лишь первый шаг на пути создания «Музея Соцгорода», новой культурной институции, открытие которого хотелось бы посвятить  100-летию основания индустриального города при Горьковском автозаводе. Если попробовать определить ключевую идею будущего Музея – это слово диалог. Диалог между человеком и городом, городом и заводом, между гостем и жителем района, между прошлым и будущим. В результате модернизации на автозавод вернулось современное производство, а ревитализация района – инвестиция в будущее его жителей.

Марк Акопян,

искусствовед, историк архитектуры (Москва)