Текст АННА ЖЕЛЕЗОВА
Фотографии ИЛЬЯ БОЛЬШАКОВ
Деревянная застройка в Нижнем Новгороде уже стала для жителей новым трендом. Сейчас эти дома — главные герои новостей, предмет дискуссий и носители особенного локального колорита. А иногда они даже помогают заново переизобрести современную русскую идентичность: например, в центре города деревянные здания стали полотном для молодых художников, дома в музее Щелоковского хутора — фотозоной для свадебных пар и декорациями для фольклорных гуляний. Но не все знают, что в нижней части города существует еще одно место, где до сих пор сохранилась старинная дореволюционная застройка, — это территория бывших деревень Дарьино, Мышьяковка, Сормово, Починки, Копосово, которые впоследствии образовали единый Сормовский район. Вместе с проектом «Культурный район» и городским гидом Татьяной Нечаевой The Village Нижний Новгород совершил культпоход по старинным кварталам Сормова и составил собственный лист домов —носителей аутентичного локального зодчества
Улица Коминтерна, 193
Это первый дом на нашем маршруте. Конечно, тут не все сохранилось, и уже видно только один наличник, но все равно осталось главное его украшение — лобовая доска с указанием года постройки: 1858. На доске перевивается ветвь, символизирующая и древо жизни, и райское дерево. И его очень интересно изучить, потому что когда мы говорим о райском дереве, то сразу представляем себе яблонюг. Но для русского крестьянина это слишком просто. Яблоня для него обыденна, хотя цветет прекрасно, благоухает и дает вкусные плоды, но райским плодом должно быть что-то невероятное. Поэтому здесь появляется виноград, который в русской традиции принимает причудливые формы. Он может становиться то шишкой хмеля, то какой-то ягодой-малиной. Вообще русские крестьяне, привнося что-то в свой изобразительный ряд, очень сильно это переосмысляют, и классические греческие сюжеты становятся абсолютно русскими. Греческий рт становится похож на лист чертополоха или лопуха, тем не менее, весь строй остается классическим.
А вот это настоящее Сормово: после шумной и активной улицы Коминтерна мы оказываемся в совершенно другом, уютном мире с зеленой травкой, где гуляют прекрасные пушистые коты. Здесь сплошные деревянные дома, а значит — мыши. Так что коты здесь необходимые рабочие единицы.
Улица Коминтерна, 185
Можно легко выделить единый стиль архитектуры этих домов. Крестьянский дом очень часто старались уподобить городскому дому в стиле классицизма: у них есть треугольный верх, как фронтон классического греческого или римского дворца, верхнее окно, которое называется палладианским, доски, закрывающие торец сруба подобны пилястрам. Вот в этом доме мы как раз его видим. Также есть колонки, поддерживающие фронтон. При этом сам дом крестьянский, и здесь выстраивается известный крестьянский сюжет, когда розетка (орнамент в виде круглого цветка. —Прим. авт.) становится символом солнца. И конечно, для крестьянина очень важно подписать дату строительства, потому что это фиксация истории места, сила древности его рода. Сначала она была на лобовых досках, потом стала появляться на окнах. Нижняя доска — это одновременно и дата, и либо подпись хозяина, либо инициалы мастера, чьи работы в то время становились буквально брендом — здесь это ТДБМ. Они максимально стилизованы под растительные побеги и цветы, но что именно они означают, мы, скорее всего, не узнаем.
Еще одна особенность Сормова — это частый уход дома в глубину от улицы. Маленький домик с тремя окошечками, выходящими на улицу, часто обманывает нас. Кажется, что он небольшой, но вот уходит, как своеобразный трамвай, вглубь домовой территории. Например, здесь мы можем понять по одинаковым наличникам, что у этой махины, скорее всего, был один хозяин.
Улица Коминтерна, 205
Местные жители — третье поколение тех, кто построил этот дом, и поэтому понятно, что они относятся к нему с большим уважением, берегут и не хотят отсюда съезжать. Этот дом — родовое место, где по-прежнему продолжают жить те, кто его строил. И здесь очень много таких семей. Верхняя часть переделана, там было прекрасное окно, но теперь уже дом выглядит иначе. Это реалии жизни. Нельзя ругать хозяев за то, что они ставят сайдинг и пластиковые окна, — каждый хочет жить удобно и комфортно.
Все эти дома сохранились, потому что находятся в частной собственности. Если у вас течет крыша, то вы сами ее чините, потому что этот дом ваш, вы о нем заботитесь. Есть и оборотная сторона — хозяева имеют право с ними сделать все, что хотят. У них нет никакой защиты, но нет и никакой помощи, они берегут свой дом, как умеют.
Улица Коминтерна, 209
С уходом лобовых досок в 1870-х годах стали обильнее украшаться сами окна. Здесь вновь то самое палладианское окно с инициалами «ИК» 1885 года. Треугольный фронтон, колонны-пилястры и зашитые срубы бревен, которые тоже символически становятся некими пилястрами, подпирающими своды, за счет чего и получается система классического дома. Но и на этих пилястрах тоже были украшения. Есть, например, фрагмент с вазоном, из которого растут и переплетаются разнообразные ветви, с цветочками, виноградом, листьями. Дело в том, что древо жизни — это главный охранный символ, и когда исчезли лобовые доски, этот символ перебрался на символические пилястры. Древо жизни нельзя изобразить спиленным или срубленным, у него должны быть корни. И нижегородская традиция помещает корни древа жизни в вазон.
Спереди мы видим три окна по фасаду, а сбоку становится видно, что дом уходит внутрь колоссальным количеством окон — это срубы, стоящие один за другим. Сейчас уже по тому, как окрашивают окна и меняют рамы, мы понимаем, что и тогда, и сейчас это многоквартирный дом. Он мог быть домом для одной очень большой семьи, а мог быть домом, где хозяева жили только в одной части, а все остальное сдавалось тем, кто работал на заводе. Очень часто жили за счет завода, сдавая квартиры, как это было в книге Максима Горького «Мать». Завод давал самые разные варианты заработка.
Улица Коминтерна, 213
Этот дом с виду скромный, но при этом очень важный на нашем пути, потому что дата его постройки — 1845 год. Не то что крепостное право еще не отменили, даже завода еще не было (дата основания завода «Красное Сормово» 1849 год. — Прим. авт.). Абсолютный старожил. У него очень простая резьба, потому что это самое начало использования системы лобовых досок в украшении дома. И здесь важна терминология. Для русского крестьянина дом — это очень важно, «лицо хозяина — лицо дома». У дома есть окна — «очи», над очами у нас лоб, поэтому доска, идущая поперек, называется «лобовой». То, что идет под кровлей, наклонные доски, называются «причелинами», как устаревшее название нашего лба — «чело».
Дальше идет фронтон, который тоже разнообразно украшается. Есть еще розетки — подражание классической архитектуре, которые вместе с кубиками ведут к самому верху. И пусть здесь всего этого еще очень мало и скромно, но это оттого, что сам дом очень ранний. Это дом Кокушкиных. Хозяйке больше 90 лет, дом ставил дед ее мужа. Это настоящие родовые гнезда.
Улица Большая Починковская, 24
Вот еще один пример — 1895 год. Лобовые доски перестали делать уже в 1870-е годы. Этот дом как раз один из тех, где лобовая доска ставилась достаточно поздно, и это очень большая редкость. Видно, насколько этот дом богат, потому что лобовая доска идет по фасаду дома и уходит дальше по периметру. Наличники по длине дома разные по простой причине: дом менялся, мода приходила, уходила, а главное украшение в виде наличника оставалось.
Техника, в которой выполнены украшения всех этих домов, называется нижегородской глухой резьбой. Ее еще называют«топорной», «барочной»с, «корабельной». Здесь, помимо древа жизни, есть еще два главных персонажа нижегородской глухой резьбы — львы. У левого льва даже видны черные усы. Такой красавец-мужчина, немножко кавказской наружности: белые глаза, черные усики. Львы пришли в русскую традицию рано, когда русские купцы уже начали ездить за границу, когда произошло крещение Руси и сближение с Византией. Но если в Европе и Азии это символ царской власти и жестокий и беспощадный к врагам зверь, то в русской традиции он ассимилируется и получает новое осмысление. С XI–XII веков он становится символом Владимирской княжеской дружины — неусыпной стражи. И вот с этим значением он приходит на крестьянские дома. Сторожит он не только дом — держит в лапах и охраняет то самое мировое древо. И еще он радостный и улыбающийся, а не грозный хищник, рассказывающий нам, как суровы стражи этого дома. Совсем не похоже на надпись: «Осторожно, злая собака!»
Здесь тоже живет далеко не первое поколение семьи. Дом снизу каменный, верх — деревянный. Это не новострой, это дом на первом каменном этаже. Второй этаж деревянный, потому что в деревянном срубе жить приятнее, но видно, что уже в какой-то момент лицо дома решили отштукатурить. Сбоку дома проступает белый силикатный кирпич — признак советского времени.
Улица Большая Починковская, 35
Еще один особенный пример. Дома редко красили, потому что краска — это дорого. При этом теряется особая рельефность резьбы, ощущение скульптурности, хотя издалека она и становится заметнее. Лев здесь улыбается во всю морду, похож на котика или собачку. Он, конечно, стражник, но он вас приветствует и рад вам. За ним можно увидеть то, что мастера сами называли «сиянием». Вот эта цветочная розетка — символ солнца. По фасаду сидят львы, а доски этого дома уходят по обе стороны. Одна доска ушла в новую жилую часть, а на второй доске видно берегиню — деву с рыбьим хвостом. И если лев — это принесенный на Русь образ с Востока, то берегиня — древний славянский образ. Это божество, сохраняющее дом и приносящее дождь на землю, когда это нужно. Она из того времени, когда русские боги вообще не делились на какие-то персонифицированные образы, и были силы добра — берегини и силы зла — упыри. Это абсолютная архаичная древность, поэтому возвращение этих образов на дома поражает.
Улица КИМа, 91
А здесь с правой стороны мы видим руки, держащие ветвь. Слева табличка 1849 года в виде причудливой ветви с самыми разными листьями и плодами. Руки — это образ, который встречается очень часто в декоративном народном искусстве, он очень символичен. Это может быть и символ мастера, например. Или, если вспомнить, как изображается Бог на древних русских иконах, то это будет рука из облака. И для сюжета это значит, что все это происходит по указанию свыше.
Здесь живет семейство Хазовых — дом строили их предки. Это родовое гнездо, которое они берегут. Стоят пластиковые окна, но это для того, чтобы люди могли здесь жить. Комфортная жизнь внутри — залог того, что дом будет стоять дальше.
Улица КИМа, 151
Этот дом заслуживает внимания не столько датой, сколько тем, что он сохранил вообще весь свой старый строй. Крылечко с резьбой, крытый двор, и видно, что причелины шли не только под крышей. Можно увидеть уже поистлевшую причелину, она идет по всему крытому двору. Старые ворота, старая калитка во двор с сохранившейся ручкой. Именно так выглядели дома когда-то. Дальше, блуждая по Сормову, можно найти и ворота, и кольцо коновязи.
Улица КИМа, 163
Дом для крестьянина — это его лицо. Поэтому парадная часть дома для него колоссально важна. Старый дом всегда имеет палисадник. Палисадники также служат в качестве украшения, они встречают приходящего, при этом не перекрывают дом — позволяют им любоваться.
Ни один из этих домов не является памятником. Сейчас это частные дома, и сами хозяева не хотят, чтобы их признавали памятниками, ведь тогда они даже бытовой ремонт в доме не смогут сделать сами. Сейчас стать памятником означает получить проблемы с содержанием дома — и ничего взамен.