Текст Анна Таланова
Фотографии Анастасия Макарычева
Сергей Сорокин – художник с мировым именем. Он принадлежит к поколению, которое вышло на профессиональную арену в середине 1970-х.
Сергей Сорокин приехал в Нижний Новгород, тогда еще Горький, в 1974 году и остался в нем навсегда. Всю свою жизнь он живет в Сормово. Здесь он создал семью, построил дом. Здесь, в Сормово, ему известно все. А самое главное – люди, дома, природа – все помещены в «сормовский» контекст сорокинских произведений.
Главная особенность произведений Сергея Сорокина – герои его произведений. Художник создает образы бомжей, пьяниц, всевозможных «чудиков», которых он погружает в поэтически-романтическую атмосферу. Многие герои – люди, живущие рядом с художником, в том же Сормово. Они вполне доброжелательны, никого не обвиняют в своих неурядицах и неудачах. Их дома, бараки, сараи, дворы – все еще можно встретить, гуляя по Сормово. Сормово на картинах Сорокина показано через образы людей, живущих в нем. Даже пейзажи – специфическая среда обитания сорокинских героев.
С Сормово связана удивительная история, в которой приняли участие Сергей Сорокин и его жена Галина. Галина Анатольевна — директор МБУК «Общественно-досуговый центр Надежда».
История про находку.
В сентябре 2016 года в ведение Галины Анатольевны отдали кинотеатр «Буревестник».
Стена на первом этаже, в холле, была «украшена» огромным некрасивым панно, которое было сделано на отдельных пластиковых плитках и приклеено на стену. Галина Анатольевна помнила, что раньше она видела на этой стене что-то другое и решила проверить. Отодрали одну плитку и увидели, что под панно скрывается какая-то фреска. Осторожно убрали все плитки, и перед глазами возникла огромная фреска, на которой были изображены бушующие волны и парящий над ними Буревестник. На фреске был автограф Израиля Ашкенази – известного горьковского художника-монументалиста.
Оказалось, что это – первая в Горьком монументальная роспись в технике альфреско, выполненная Ашкенази в 1959 году!
Альфреско (от ит. Alfresco – свежий) – это стенная живопись водяными красками по сырой штукатурке.
Фреска с Буревестником стала началом к целому ряду подобных работ 1960-70 гг. для жилых и общественных зданий города, в которых Ашкенази пришел к стилизации и декоративной ритмичности композиции, подчиняя изображаемые элементы общему архитектурно-художественному замыслу, внес в архитектурное декоративное начало («Девушка и парус», «Космическая связь», «Морские легенды» и др.).
Средств на восстановление фрески не нашлось, и тогда Галина Анатольевна обратилась к мужу: «Ты смог определить, кому принадлежит фреска, помоги ее отреставрировать». Сергей взялся за дело и смог восстановить произведение Ашкенази. А в верхнем правом углу незаметно написал: «С уважением к автору. Сергей Сорокин»
Фреску можно увидеть в любое время, когда открыт ОДЦ «Буревестник» (Коминтерна, 244). Там же, на фоне фрески, стоит скульптура Данко, которая находится в этом здании с момента его открытия – накануне 1 Мая 1955 года.
Как сообщалось в одном из майских номеров газеты «Красный сормович» за 1955 год: «Здание нового кинотеатра построено в стиле «сталинского классицизма». Его строгий фасад «украшен белоснежными барельефами и иллюминацией». В центре фойе, напротив входа – гипсовая скульптура горьковского героя Данко, с пламенеющим сердцем в высоко поднятой руке».